В 1926 году, при раскопках гробницы-толоса в Дендре в Арголиде, шведские археологи открыли богатое захоронение раннего микенского мира. Среди вещей, сопровождавших покойника на тот свет, был этот золотой кубок, на внутренней поверхности которого были выбиты осьминоги.
Как мы знаем, микенская культура греков-ахейцев является "репликой" культуры крито-минойской. Реплика – это копия оригинала. Вот, например, микенская "реплика" минойского бренда:
А это — сам бренд:
Очевидно, осьминоги в эгейском мире рассматривались как существа "благодатные", - иначе их не изображали бы на посуде. К тому же, модницы бронзоваго века носили брошки в виде маленьких "восьминожиков".
Golden brooches in the form of octopuses, Mycenae 1550 - 1050 B.C. |
Я полагаю, что эти броши в виде осьминогов выполняли роль оберегов. На эту мысль меня натолкнуло сравнение осьминогов с горгонами; мы знаем, что голова горгоны Медузы расценивалась как самый сильный оберег.
Эгида |
Тентакли, щупальца осьминогов очень сильно напоминают змей. А змеи, как мы знаем, тоже очень часто изображались на крито-минойской керамике.
пифосы Кносса |
Также кукутень-трипольская культура "дружила" со змеями, равно как и другие культуры неолита.
На этом основании можно прийти к логическому умозаключению, что жители Эгеиды бронзового века рассматривали морские глубины как "дом родной". Наверно, где-то там, на дне моря, локализовалось Иномирье в их представлении. А осьминоги, при таком раскладе, рассматривались как "вестники" иных миров. Может быть, как психопомпы, наподобие дельфинов. Что касается последних, то мы почти уверены в их роли "перевозчиков" душ в загробный мир. Дельфины встречаются и на фресках "дворца-лабиринта" в Кноссе,
detail of the dolphin fresco, Knossos |
и на микенских фресках.
Dolphin frieze from the Mycenaean citadel of Gla (1600–1100 BC ). |
Ну и, конечно, архетипический образ мальчика верхом на дельфине надо, в этом смысле, понимать как перенос души покойника в потусторонний мир.
A flute playing youth rides a dolphin. Detail from an Etruscan stamnos, attributed to a painter of the Alcestis Group; ca. 350 BC. |
А почему пришлые греки-ахейцы "скопипастили" себе культуру автохтонного населения Эллады (т. наз. "догреческого субстрата", который сами греки называли пеласгами), о том хорошо сказал Л. С. Клейн:
"Во-первых, многие первобытные племена
веровали, что боги владеют не столько народом, сколько местностью.
Поэтому, приходя в новую местность, нужно озаботиться расположением
местных богов — захватить их идолов и ублажать их. Местным богам
поклонялись в захваченных местностях очень многие народы — от римлян до викингов и татар.
Во-вторых, в
дальнее странствие отправлялся очень часто не весь народ, а какая-то
его фракция, часто — молодёжная: молодые воины. Эта фракция просто не
владела всей культурой, всеми традициями данного народа. <...> Поэтому, оказавшись в новой стране и
новой среде в отрыве от своих сородичей, они и не могут в точности
воспроизвести положенный старый обряд. <...> Миграция, как правило, расшатывает мигрирующую культуру".
Комментариев нет:
Отправить комментарий