10 февраля 2022

Не в силе Бог, а в правде.

В «Атхарваведе» (I, 11) есть целый гимн, содержащий молитвы и заклинания для обеспечения лёгких и безопасных родов. Этот гимн — образец одновременно молитвы и магии. Муж волновался во время мук жены, он желал, чтобы она освободилась как можно скорее, и просил о помощи богов. Гимн оканчивается следующими строками:

"Я рассекаю твой мочевой канал,
раз(деляю) лоно, раз(деляю) чресла,
раз(деляю) мать и сына,
раз(деляю) мальчика и послед.
Да выпадет послед!
Как ветер, как мысль, как птицы летят,
так лети ты, о дитя десяти месяцев,
вместе с последом!
Да выпадет послед!"

Как видим, в гимне речь идёт о мальчике, о сыне. Отец молит богов о сыне, а не о дочери.

В соответствии с патриархальной традицией, после благополучных родов отец шёл к матери, чтобы увидеть лицо сына, поскольку, посмотрев на лицо новорожденного сына, «отец освобождается от всех долгов и достигает бессмертия» (Васиштха-дхармасутра, XVII, 1). Посмотрев на лицо сына, он совершал омовение в одежде, приглашал старших и совершал церемонии нандишраддхи и джатакармы. Харита говорит: «От удовлетворения предков при рождении сына возникает религиозная заслуга. Поэтому пусть, пригласив брахманов, принесёт предкам шраддху в сосудах, полных сезама и золота». «Брахма-пурана» также предписывает совершение нандишраддхи при рождении сына (Вирамитродая, I, с. 188).

Здесь интересно отметить, что в индийском патриархальном обществе рождение сына считается религиозной заслугой отца. Типа, "Отец и сыновья" — это своего рода компания. Отец (мужчина, участвующий в деторождении посредством спермы) видит для себя выгоду в том, чтобы создать свой клан и завербовать в него всех своих сыновей. Если сыновей много, то это уже почти "орда" во главе с "ханом". В любом случае, сыновья — это сила. А какая это сила, - тут уж могут быть всякие нюансы: разбойничья, военная, землепашеская, артельная и т. д. 

С чем связаны ожидание сына и радость от рождения сына? Именно с надеждой на обретение силы. Потому что всё, кроме физической силы, заложено и в дочери. Ум, красота, доброта...  Достоевский говорил, что "красота (не сила!) спасёт мир", и, очевидно, девочки намного красивее мальчиков.

внучка

Но почему-то рождение дочери не приносит такого удовлетворения индийским отцам. Да и не только индийским. В любом традиционно-патриархальном обществе бросается в глаза различная реакция отцов на рождение сыновей и дочерей. При рождении сыновей они чуть ли не плачут от счастья, а при рождении дочерей своей радости не показывают.


О крито-египетском культурном единстве.

 Роспись потолка дворца Аменхотепа III. Древний Египет, ок. 1390–1353 гг. до н.э.

Здесь легко угадываются крито-минойские мотивы. Интересный пример того, как дух народа продолжает жить после его смерти. И, кажется, об окончательном угасании крито-минойской культуры можно говорить лишь в период эллинизации Египта, когда египтяне утратили свою самобытность и стали частью греко-римского мира.