Н. А. Ксенофонтова говорит ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"):
"Согласно мнению социологов, женщины большинства обществ, населяющих нашу Землю, играют в истории роль стабилизирующей силы, они гораздо дальше от любых крайностей, чем мужчины. И если в легендах и сказаниях женщины-матери выступают в качестве основательниц родов и династий, то это не столько дань их биологическим особенностям, сколько отражение их роли в качестве хранительниц очага и семьи, гаранта стабильности хозяйства и нравственных норм, основы развития любого социума от семейной общины до государства.
Связь правителя с тотемическим именем женщины-родоначальницы наблюдалась на Африканском континенте ещё со времён царств древнего Египта. На это указывают надписи на гробницах и титулы в «Текстах пирамид». Так, имена и символы богинь-прародительниц и покровительниц Нижнего Египта (богиня-кобра Уаджет) и Верхнего Египта (богиня-коршун Нехбет) вошли как обязательные компоненты в титулатуру фараонов объединённого Египта. У целого ряда африканских народов мужчинам принадлежали лишь символы власти, а подлинный контроль за нею находился в руках их прекрасных соплеменниц".
Правда, реконструировать древнюю историю Африканского континента очень нелегко. "По большинству социумов Тропической и Южной Африки в качестве основных свидетельств отдалённого прошлого выступают главным образом различные жанры устного народного творчества (мифы, легенды, эпосы, генеалогические истории, сказки), сохранённые и передаваемые для потомков гриотами и старейшинами родов и племён, изображения предков и героев, выполненные в виде скульптур, масок, наскальных рисунков". Однако, Н. А. Ксенофонтова не унывает и использует то, что есть.
"Можно предполагать, - пишет она, - что наскальные рисунки, изображавшие так называемую «Белую даму» из Брандберха (горный массив в Юго-Западной Африке)
и «Рогатую богиню или Белую даму» из Аданрхета (Тассилин-Адджер, Алжирская Сахара),
бронзовая голова матери правителя (Бенин), деревянные круглые фигурки и ритуальные маски народов фон, йоруба, ембе, сенуфо, мпонгве, маконде, лунда, чокве, луба, пенде и других этносов — все они являются портретами реальных прародительниц и основательниц родов и династий.