16 февраля 2023

Бесклассовое общество Чатал-Хююка.

"Ключом к пониманию общественной формы Чатал-Гююка служит архитектура. Дома в Чатал-Гююке стояли стена к стене, между стенами соседних домов не было зазора. Однако у каждого дома были собственные стены и плоская крыша. Город террасами поднимался на холм, и посреди этой «сотовой структуры» было очень мало незастроенных дворов (Mellaart 1967: 68-73).

Вход в дома был только через крышу. На каждой крыше имелась лестница, которая позволяла жившим дальше в пределах квартала добираться по крышам до своего дома. В крышах имелось отверстие, защищённое крышкой. Здесь стояла лестница, ведшая вниз, внутрь дома (Mellaart 1967: 70-72).

Женщины в африканской истории

Н. А. Ксенофонтова говорит ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"): 

"Согласно мнению социологов, женщины большинства обществ, населяющих нашу Землю, играют в истории роль стабилизирующей силы, они гораздо дальше от любых крайностей, чем мужчины. И если в легендах и сказаниях женщины-матери выступают в качестве основательниц родов и династий, то это не столько дань их биологическим особенностям, сколько отражение их роли в качестве хранительниц очага и семьи, гаранта стабильности хозяйства и нравственных норм, основы развития любого социума от семейной общины до государства.

Связь правителя с тотемическим именем женщины-родоначальницы наблюдалась на Африканском континенте ещё со времён царств древнего Египта. На это указывают надписи на гробницах и титулы в «Текстах пирамид». Так, имена и символы богинь-прародительниц и покровительниц Нижнего Египта (богиня-кобра Уаджет) и Верхнего Египта (богиня-коршун Нехбет) вошли как обязательные компоненты в титулатуру фараонов объединённого Египта. У целого ряда африканских народов мужчинам принадлежали лишь символы власти, а подлинный контроль за нею находился в руках их прекрасных соплеменниц".

Правда, реконструировать древнюю историю Африканского континента очень нелегко. "По большинству социумов Тропической и Южной Африки в качестве основных свидетельств отдалённого прошлого выступают главным образом различные жанры устного народного творчества (мифы, легенды, эпосы, генеалогические истории, сказки), сохранённые и передаваемые для потомков гриотами и старейшинами родов и племён, изображения предков и героев, выполненные в виде скульптур, масок, наскальных рисунков". Однако, Н. А. Ксенофонтова не унывает и использует то, что есть. 

"Можно предполагать, - пишет она, - что наскальные рисунки, изображавшие так называемую «Белую даму» из Брандберха (горный массив в Юго-Западной Африке) 


и «Рогатую богиню или Белую даму» из Аданрхета (Тассилин-Адджер, Алжирская Сахара),


бронзовая голова матери правителя (Бенин), деревянные круглые фигурки и ритуальные маски народов фон, йоруба, ембе, сенуфо, мпонгве, маконде, лунда, чокве, луба, пенде и других этносов — все они являются портретами реальных прародительниц и основательниц родов и династий.

Гарпократ

Бронзовая статуэтка Гарпократа. 1-2 век до н.э. Размер 5,2 см. На данной статуэтке Гарпократ носит пшент (двойную корону Двух земель Египта) и держит в левой руке рог изобилия. 

Очевидно, этот божественный ребёнок тождествен Бримосу из Элевсинских мистерий (см.: Элевсинские тайны). Ну, или "сокровенному сердца человеку в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" из христианской мистики. Иными словами, это есть рождающийся внутри человека бессмертный младенец. Проф. А.Б.Зубов считает, что близко к разгадке тайны Элевсина предположение о том, что в ребёнке на руках Коры каждый видел себя – младенца, который стал бессмертным, который не умрёт…"

Плутарх отдельно указывает, что у Гарпократа очень слабые ноги. Это указывает на его "субтильность", "инаковость", что он "не от мира сего". 

По всей видимости, Гарпократ по отношению к обычному человеку является примерно тем же, чем бабочка является по отношению к гусенице.