Н. А. Ксенофонтова говорит ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"):
"Согласно мнению социологов, женщины большинства обществ, населяющих нашу Землю, играют в истории роль стабилизирующей силы, они гораздо дальше от любых крайностей, чем мужчины. И если в легендах и сказаниях женщины-матери выступают в качестве основательниц родов и династий, то это не столько дань их биологическим особенностям, сколько отражение их роли в качестве хранительниц очага и семьи, гаранта стабильности хозяйства и нравственных норм, основы развития любого социума от семейной общины до государства.
Связь правителя с тотемическим именем женщины-родоначальницы наблюдалась на Африканском континенте ещё со времён царств древнего Египта. На это указывают надписи на гробницах и титулы в «Текстах пирамид». Так, имена и символы богинь-прародительниц и покровительниц Нижнего Египта (богиня-кобра Уаджет) и Верхнего Египта (богиня-коршун Нехбет) вошли как обязательные компоненты в титулатуру фараонов объединённого Египта. У целого ряда африканских народов мужчинам принадлежали лишь символы власти, а подлинный контроль за нею находился в руках их прекрасных соплеменниц".
Правда, реконструировать древнюю историю Африканского континента очень нелегко. "По большинству социумов Тропической и Южной Африки в качестве основных свидетельств отдалённого прошлого выступают главным образом различные жанры устного народного творчества (мифы, легенды, эпосы, генеалогические истории, сказки), сохранённые и передаваемые для потомков гриотами и старейшинами родов и племён, изображения предков и героев, выполненные в виде скульптур, масок, наскальных рисунков". Однако, Н. А. Ксенофонтова не унывает и использует то, что есть.
"Можно предполагать, - пишет она, - что наскальные рисунки, изображавшие так называемую «Белую даму» из Брандберха (горный массив в Юго-Западной Африке)
и «Рогатую богиню или Белую даму» из Аданрхета (Тассилин-Адджер, Алжирская Сахара),
бронзовая голова матери правителя (Бенин), деревянные круглые фигурки и ритуальные маски народов фон, йоруба, ембе, сенуфо, мпонгве, маконде, лунда, чокве, луба, пенде и других этносов — все они являются портретами реальных прародительниц и основательниц родов и династий.
Безусловно, увековечивание этих женских образов несёт в себе память поколений о некогда имевшем место господстве материнского рода, а исторической почвой для столь длительного существования легенд о женщинах-прародительницах является живучесть среди значительного числа народов континента матрилинейного счёта родства и наследования власти и имущества.
Генеалогические древа многих народов Африки сохранили имена родоначальниц — предков племён и государственных образований. Так, основательницами родов, линиджей и династий были: у луйи (один из компонентов народа ротсе Замбии) — Мвамбва, у различных этносов и политических образований Анголы такие женщины, как Мбулу (ленге), Мумбанда а Мбулу (ленде), Конго дья Мбулу (хунгу), Зунду дья Мбулу (ндонго), Тембо а Мбумба (сонго и чокве), в государстве Нкоре (совр. Уганда) —девушка-рабыня Нджунака (мать главы новой династии Бахинда), Мусо Карани у пемба Западной Африки и т.п. Среди основательниц раннегосударственных и догосударственных образований историкам известны такие, как правительница Мбондо - Кажинга ка Мбулу (Ангола), главы новых династий —Луежи («королевства» Лунда) и Ньяма-зана (зулусская ветвь на территории Зимбабве) и др.
Но особенно часто исторические хроники и свидетельства арабских и европейских путешественников указывали на существование у большинства народов различных регионов исследуемого континента такого положения, когда матери вождей и «государей» выступали в роли соправительниц, которые по своим функциям и значению в общественной жизни не только не уступали правителям, но иногда и были выше их по положению и влиянию. Так, в государстве Бушонго (Западная Африка) статус матери правителя (ньими) считался выше и значительнее положения верховного вождя, а намасоле (мать правителя Буганды) оказывала большое влияние на дела государства и имела обширные земельные угодья, множество рабов и придворных.
Заметную роль в общественной и политической жизни играли такие женщины, как мать Чаки — известного предводителя зулусского военного объединения —Найди (60-е годы XVII в.— 1827 г.), матери верховных вождей государства Мономотапа (XIV-XVIII вв.) (совр. Зимбабве), фактическая правительница Марокко в период царствования её сына Мауля Абдаллажа (1729-1757), мать верховного вождя бемба (Замбия), которая принимала участие в заседании совета племени и правила несколькими деревнями.
Наличие матери-соправительницы для наследования властных полномочий главой государства было так важно, что у некоторых этносов её функция превратилась в должность-титул, который присваивался не обязательно родной матери. Исследователи описывают такой обычай в государстве Лоанго, где «королевский совет» выбирал из числа самых пожилых женщин правящей династии «маконде» — «мать» короля. Причём власть её была настолько велика, что в случае, если «король» был неугоден ей, она могла добиться его смещения, и он не смел ничего предпринять без предварительного совета с ней. В средневековых государствах Руанда и Бурунди, когда умирала мать правителя — мвами, на должность соправительницы выбиралась претендентка — представительница правящей семьи. Она вместе с советом высшей знати значительно ограничивала свободу действия и власть мвами".
Ай-яй-яй! Как всё мудро было устроено у африканцев до прихода туда европейцев! И европейцам не надо было учить "дикарей", как жить, а самим поучиться у них. Если б у Гитлера была такая "Большая Мама", то мировой войны не случилось бы. Говорят, Адольф робел в присутствии представительниц прекрасного пола, переминался с ноги на ногу и не знал что сказать.
Адольф Гитлер и Ольга Чехова |
Он, в своё время, оказался "под каблуком" у своей племяшки Гели Раубаль, так что пришлось его "партайгеноссен" пойти на "мокрое дело" и "замочить" девчонку, чтоб она не "пудрила" ему мозги. Так что, я думаю, это очень-очень полезно для общества, чтоб имелась такая "мировая мама", которая могла бы отодрать фюрера за уши, как негодного мальчишку.
Н. А. Ксенофонтова пишет далее:
"Но не только матери вождей и иных титулованных правителей могли находиться на вершине политического Олимпа и влиять на взаимоотношения (имущественные, правовые, родственные и т. п.) внутри семейной общины, на положение царских детей, на порядок наследования власти. Такое же высокое положение занимали и сёстры верховных вождей, которые выступали полноправными соправительницами последних.
Этот обычай зафиксирован этнографами у очень многих народов Африки от юга до севера, от запада до востока. Он был подробнейшим образом проанализирован выдающимся отечественным африканистом Л. Б. Куббелем в 60-е годы (Советская этнография. 1961. №1).
Суть этого обычая заключается в одновременном правлении на престоле брата и сестры. При этом у женщины-соправительницы было независимое и почётное положение, она обладала всей полнотой власти и влиянием в обществе, которые нередко превосходили права самого верховного вождя. (Этот феномен был отмечен и в иньском Китае, в древней Спарте, в Индии, в Северной Америке, на островах Микронезии и в других регионах мира, где женщины занимали очень высокое положение в обществе.) В такой ситуации избрание верховного правителя того или иного социума происходило из определённого обычным материнским правом круга лиц, в который входили родственники по материнской линии, а именно: дяди (братья матери), родные (единоутробные) братья, племянники (сыновья сестёр). Однако, согласно этим правилам, из данного списка полностью исключались сыновья самого вождя, они не признавались законными претендентами на престол.
Стремление мваты ямво, мвене мутапы, алафина, кабаки передать власть и наследство своим непосредственным детям и родило подобный обычай бракосочетания на сестре, чтобы тем самым соблюсти законность престолонаследия. Женившись на родной или двоюродной
сестре, или на племяннице, или на любой другой женщине, состоявшей с ним в кровном родстве, правитель, с одной стороны, обеспечивал себе чистоту и преемственность «священной крови», а с другой — передавал власть своим племянникам, которые одновременно являлись его сыновьями и дочерями.
Но особенно широко подобный обычай был распространён среди народов, относящихся к языковой семье банту. Центры активного применения материнского права в престолонаследии совпадали с районами, где находились государства, достигшие высокого уровня политического и культурного развития, такие как Бенин, Йоруба, Ашанти, Лунда, Мономотапа, Буганда, в которых имелись значительные элементы феодальных отношений.
Данный обычай получил в этнографической литературе название «лукокеша», по титулу соправительницы муато ямво — верховного правителя лунда. Сестра и высочайшая повелительница мвата ямво имела свой собственный двор и владела отдельными округами и селениями, с которых, как и с торговых караванов, получала налог. Высокое положение, которое занимала в государстве лунда лукокеша, подчёркивалось и чисто внешними атрибутами и обычаями. Так, она должна была носить браслет (лукано) из слоновой кости, считавшийся знаком царской власти. Путешествовала она «на плечах раба», что дозволялось только высшим сановникам государства.
Исследуя народ чокве, ближайших соседей лунда, которые в XIX в. входили в состав государства лунда, немецкий этнограф Г. Бауманн показал, что этот народ, как и расположенные юго-восточнее от него луэна, считал вполне нормальным и обычным даже единоличное женское правление. Здесь высокое положение царицы-матери подчёркивалось ещё и тем, что она
обладала правом предоставлять защиту от наказания любому преступнику".
Мне вот что интересно: если, к примеру, европейские этнографы видят вождя у туземцев, то они однозначно считают туземное общество патриархальным, однако при этом "патриарх" не может ни бзднуть, ни пёрнуть без позволения "Big Mama", - и как такое общество называть? Это не чисто матриархальное общество, но и не чисто патриархальное! Судя по всему, таких обществ было очень много на земле, а специального термина для их описания не имеется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий