06 июня 2025

Аполлон как Цезарь: пришёл, увидел, победил.

Найджел Пенник сообщает: "Во многих [древнегреческих] святилищах перед жертвоприношением всем прочим божествам вначале совершалось жертвоприношение Земле. Так, жрица храма Аполлона в Дельфах у Эсхила («Эвмениды») начинает своё обращение следующими словами:

«В молитвах именую прежде всех богов Первовещунью Землю».

Далее объясняется, что покровительство бога Аполлона храму является даром богини:

«После матери
Фемиду славлю, что на прорицалище
Второй воссела, — помнят были. Третья честь
Юнейшей Титаниде, Фебе. Дочь Земли,
Сестры произволеньем, не насилием
Стяжала Феба царство
».

А в «Хоэфорах» Эсхил говорит:

«О, призову Землю, что дарует жизнь всему
И забирает, возвращая вновь в своё лоно
»."

Выражение — Первовещунья Земля намекает на то, что изначально все оракулы принадлежали Матери Земле. Это и понятно: афиняне называли всех умерших «людьми Деметры». Хотя в мифе о похищении Персефоны дочь Деметры, а не она сама, становится царицей подземного мира, но народная культура не разделяла этих двух богинь. Таким образом, Деметра являлась обладающей душами умерших. Согласно религиозной аксиоме, не требующей доказательств, "мёртвые знают больше живых", и поэтому везде и во все времена живые вопрошали мёртвых, искали у них ответов на свои вопросы. Значит, если умершие считались «людьми Деметры», а пифия вопрошала мёртвых, то при чём здесь Аполлон?!

Благочестивая легенда гласит, что изначально в Древней Греции прорицательницей была Гея, а её жрицей была нимфа Дафна. От Геи оракул получила Фемида, которая позже передала оракул своей сестре Фебе. Ну а Феба якобы передала своему внуку Аполлону. Он пришёл в место прорицаний, которое охранял змей Пифон и убил его. И потом поставил там "своего человека, пифию Фемоною.

На самом деле, я думаю, там было всё намного грубее и циничнее. На ум приходят такие знакомые понятия как "отжим собственности" или "прихватизация". Дельфийский оракул являлся самым почитаемым из всех прорицалищ в древней Греции и не только. Мало того, что за советом к пифии съезжались со всей Балканской Греции, к ней обращались также жители Малой Азии и всей Великой Греции, к примеру, жители Сиракуз. Этот торговый центр издревле считался самым большим, успешным и влиятельным в античном мире. А ещё там, на территории храма, были сокровищницы — Афинян, Сифнийцев, Сикионцев, Эолийцев, Беотийцев, Книдян, Коринфян, Киренцев, Мегарцев, Потидейцев, Фиванцев (можно увидеть на карте в статье Википедии Храм Аполлона (Дельфы)). Там хранились пожертвования благочестивых граждан и целых городов, например Афин, Коринфа, Сифноса или даже Марселя, в знак благодарности святилищу за помощь в принятии решения. Как же не "отжать" такие богатства?! Существуют доказательства того, что Аполлон предположительно захватил святилище с прибытием жрецов из Делоса в VIII веке до н. э. Я уверен, что за легендой об убийстве охранника Пифона стояла "экспроприация" типа изъятия церковных ценностей в советской России в 1922 году. 

Да, Гомер и Каллимах говорят про Аполлона, что он якобы родился с пророческими способностями и способностью читать волю Зевса. Ну, хорошо, охотно верим. Но зачем тогда приходить в Дельфы и убивать змея Пифона, который охранял оракул Геи? Если ты обладаешь пророческими способностями, открывай свою собственную "лавочку", и — вперёд, Аполлон! Флаг тебе — в руки, на шею — барабан! 

Далее следует ещё одна "нестыковка": сообщается, что Аполлона называли «водителем мойр» или Мойрагетом. Напомню, что, согласно древнегреческой мифологии, именно мойры прядут нити Судьбы. И, опять же, согласно традиционному мифу, никто не мог повелевать мойрами, даже Зевс — Громовержец и владыка Олимпа боялся их и не мог пойти против их воли. Здесь же мы видим абсолютно противоположную ситуацию. Аполлон Мойрагет предстаёт перед нами тем, кто мог управлять и повелевать Судьбой.

Удивительна также история Аполлона и Кассандры. Аполлон одарил троянскую царевну великим даром прорицания, но, не получив ничего взамен, не смог забрать свой дар обратно. Он смог лишь «скорректировать» его — вселить в людей недоверие к пророчествам Кассандры. Из этого делают заключение, что сам Аполлон — ни при делах, ни у дела, а источник всех его вещих сил — Зевс (хотя Аполлодор утверждает, что свой пророческий дар, μαντική, Аполлон получил от Пана), и потому Аполлона называют «пророком Зевса» (Эсхил, «Эвмениды», 19). 

В общем, история крайне "тёмная" и запутанная...

Любопытно, что и святилище Зевса в Додоне, считавшееся древнейшим оракулом, не имело никакого отношения к Зевсу. Оно было построено в старинном дубовом лесу египетской жрицей из Фив в восьмом столетии до нашей эры. Одиноко стоявший дуб жрица нарекла священным (Геродот, II. 51-58). Из корней его бил источник, а на ветвях жили три голубя (согласно Гесиоду) или три жрицы, называемые «голубками, которые входили в состояние экстаза и непрерывно вещали, при этом сразу же забывая о том, что они говорили» (Павсаний, X. 12. 10, Страбон, VII. 329, Аристид, XLV. 11).

Три жрицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий