Найджел Пенник говорит, что в Древней Греции "ни один храм не мог быть посвящён какому бы то ни было божеству, если с ним не было связано священное дерево".
Значит, получается такая хронологическая последовательность:
1. Сначала появлялось священное дерево.
2. Это дерево становилось эпицентром ритуала.
3. Постепенно территория вокруг дерева обустраивалась, строилась ограда, устанавливался алтарь. Причём деревья считались даже «более» священными, чем ассоциировавшиеся с ними алтари.
4. Таким образом появлялось святилище на открытом воздухе.
5. Собственно храмовые сооружения появились в греческих святилищах уже после открытых алтарей.
"Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом веке до нашей эры (алтарь существовал с десятого века), до Аргоса и Олимпии, где храм Геры появился раньше храма Зевса. Это может означать, что в «тёмные века» самым почитаемым божеством была Гера", - сообщает Найджел Пенник.
![]() |
The second temple of Hera at Poseidonia (Paestum), 460-450 BC. |
Я же от себя могу лишь добавить, что, судя по всему, греки-дорийцы в «тёмные века» никак не могли влиять на культуру и религию. Ну, собственно, примерно так же, как монголо-татары, кроме своего 300-летнего "ига", ничего не принесли на Русь.
Храмы также строили вокруг священных камней. Самый известный из них — бетил, неиконический образ Афродиты, почитавшийся в святилище в Пафосе на Кипре (этот чёрный метеорит и поныне хранится в национальном музее Кипра в Никосии). Храм Афродиты в Куклии (Старый Пафос, Кипр) древнее греческих храмов Геры, так как он датируется ок. 1200 г. до н. э.
Комментариев нет:
Отправить комментарий