06 сентября 2025

Хозяка тайги Холой.

Рудольф Итс в своей монографии "Шёпот Земли и молчание Неба" (1990) даёт описание кетского идола, которого сами кеты называют "дось". 

"Дось представлял собой тонкий столб, вкопанный в землю, с верхушкой, стёсанной топором как остроконечная голова, с нанесёнными на правый и левый скосы глазами и с обозначенными носом и ртом. Ниже с двух сторон столба шли семь затёсов — семь рёбер. Дось нередко был в рост человека".

Баба Вера Дорожкина, старая кетская женщина, объясняла советским этнографам: "Они [доси] обыкновенно [в]тыкаются возле матки своей — Холой. Холой — хозяйка тайги...  Они, бедные, голые, зимами мёрзнут, трутся круг матки своей, а так-то стерегут её".

Холой, по представлениям кетов, хозяйка тайги.

Рудольф Итс решил найти этих истуканов, и вот как он описывает свой поход на берег Енисея:

"Храмы сна" на Мальте.

Клаудиа Сагона предполагает связь мегалитических гробниц на Мальте с шаманскими практиками. С одной стороны, там были найдены каменные статуэтки лежащих на боку женщин, что позволяет нам рассматривать подземные помещения как своего рода инкубационные камеры, "храмы сна".


С другой стороны, стены храмов были украшены барельефами с изображением закрученной спирали и других подобных символов.

Распространённые галлюцинаторные узоры, наблюдаемые в состоянии транса. Узоры из мальтийского контекста: (1) пятна на мегалите Мнайдра; (2) украшение на чаше Тарксиен ; (3) спирали, украшающие потолок комнаты 20 в комплексе Хал ; (4) радиальный узор на неглубокой миске, найденной в гробнице Надура; (5) крышка с дизайном «спина к спине» из Хал Сафлиени; (6–10) центральные категории шаблонов в рамке, составленные на основе этнографических исследований состояний транса и современных экспериментов с галлюциногенными веществами. Соответствующие рисунки, найденные на Мальте: (11) нарисованные спирали и пятна на потолке в комнате 18 подземного комплекса Хал Сафлиени; (12) геометрические узоры из горшка Kordin III; (13) спирали, идущие друг за другом, и точечный рельеф из Таршиена; (14) крышка из Хал Сафлиени с рисунком «солнечный взрыв»; (15) декор в виде «кометы» на горшке из Джгантии.

Клаудиа Сагона говорит, что повторяющиеся узоры в древней иконографии могли быть вдохновлены изменёнными состояниями сознания, которые испытывали люди, находившиеся в храмах сна.

"Божедомки" на Мальте?

Клаудиа Сагона в своей монографии "Археология Мальты: от неолита до римского периода" косвенно подтверждает возможность того, что мегалитические комплексы на Мальте "могли использоваться в качестве жилищ, возможно, для религиозной или другой иерархии, людей, проходящих через обряды перехода, или членов общества, которые были изолированы от общего сообщества по другим культурным причинам". Во всяком случае, "Рубен Грима и Марио Вассалло едва не идентифицируют монументальные здания как жилые дома:

Как красноречиво свидетельствует Скорба, многие из этих монументальных сооружений были построены в местах, которые уже использовались жителями в течение нескольких столетий, в первую очередь для целей поселения. Выбор места, таким образом, по-видимому, был продиктован соображениями, которые являются главными в любом сельскохозяйственном поселении, а именно близостью к земле, пригодной для сельского хозяйства, и надёжным источником пресной воды. Неудивительно, что внутри и вокруг памятников находились многочисленные точильные камни, как стационарные, так и переносные, для помола зерна. Керамика могла служить подношением в храме, но в свете изношенных приспособлений для приготовления пищи, трапеза (ритуальная или нет) также могла быть частью повседневной жизни тех, кто проживал вокруг этих памятников. Так или иначе, в мегалитических сооружениях обнаружено достаточно доказательств останков животных и рыбы; но были ли это отходы от потребления пищи или остатки жертвоприношений, научно не определено. В других контекстах наличие очагов, пряслиц, шлифовальных камней, каменных орудий и большого количества керамики можно было бы принять за признаки домашней жизни, лднако в контексте мегалитических сооружений функция таких находок обычно рассматривается как священная".