06 сентября 2025

"Храмы сна" на Мальте.

Клаудиа Сагона предполагает связь мегалитических гробниц на Мальте с шаманскими практиками. С одной стороны, там были найдены каменные статуэтки лежащих на боку женщин, что позволяет нам рассматривать подземные помещения как своего рода инкубационные камеры, "храмы сна".


С другой стороны, стены храмов были украшены барельефами с изображением закрученной спирали и других подобных символов.

Распространённые галлюцинаторные узоры, наблюдаемые в состоянии транса. Узоры из мальтийского контекста: (1) пятна на мегалите Мнайдра; (2) украшение на чаше Тарксиен ; (3) спирали, украшающие потолок комнаты 20 в комплексе Хал ; (4) радиальный узор на неглубокой миске, найденной в гробнице Надура; (5) крышка с дизайном «спина к спине» из Хал Сафлиени; (6–10) центральные категории шаблонов в рамке, составленные на основе этнографических исследований состояний транса и современных экспериментов с галлюциногенными веществами. Соответствующие рисунки, найденные на Мальте: (11) нарисованные спирали и пятна на потолке в комнате 18 подземного комплекса Хал Сафлиени; (12) геометрические узоры из горшка Kordin III; (13) спирали, идущие друг за другом, и точечный рельеф из Таршиена; (14) крышка из Хал Сафлиени с рисунком «солнечный взрыв»; (15) декор в виде «кометы» на горшке из Джгантии.

Клаудиа Сагона говорит, что повторяющиеся узоры в древней иконографии могли быть вдохновлены изменёнными состояниями сознания, которые испытывали люди, находившиеся в храмах сна.

"Нейропсихологические исследования утверждают, что из-за общей природы мозга современного Homo sapiens визуальные галлюцинации, наблюдаемые, когда люди находятся в состоянии транса, имеют общие характеристики. Независимо от того, расписывал ли экстатический человек стены в дальних уголках пещеры Ласко в палеолитической Европе (около 15 000 лет до н. э.) или жил в недавнее время, искажения чувств, которые происходят во время трансовых событий, могут иметь общие черты, присущие всему человечеству.

Ключ к обнаружению изменённых состояний сознания, особенно визуального компонента, лежит в их древнем художественном выражении. Человек с открытыми глазами в состоянии транса может видеть ряд форм, которые мерцают по линии зрения, как будто проецируются перед ним или ней. Эти изображения могут пульсировать, увеличиваться и уменьшаться или появляться в поле зрения, а затем исчезать наискосок. Антрополог Герардо Райхель-Долматофф, который экспериментировал с препаратом Banisteriopsis caapi (аяуаска), задокументировал ход события, описав движение мотивов, рябь цветов, которые появлялись и исчезали, и вращающиеся и волнообразные узоры, которые ему являлись. Типы изображений, которые обычно возникают, включают геометрические узоры, иногда открытые, заштрихованные или перекрёстно-заштрихованные, шахматные узоры, точки, зигзаги, звёзды, параллельные линии и спирали, концентрические круги или кривые, а также мотивы, идущие спина к спине. Иногда узоры были симметричными или могли трансформироваться в другие случайные мотивы ( см. рис. выше, №№ 6–10). По мере развития эпизода субъект часто может попытаться понять образы, которые он или она видит. В этот момент узоры, по-видимому, трансформируются в узнаваемые вещи: спирали становятся глазами, волнистые линии выглядят как змеи, птицы появляются из геометрических сборок треугольников, а зигзаги становятся горными хребтами. Интерпретации зависят от культуры и зависят от собственного жизненного опыта и убеждений человека", - пишет Клаудиа Сагона.

Ну, может быть лучше назвать это одержимостью духами предков, а не шаманизмом?

Комментариев нет:

Отправить комментарий