Клаудиа Сагона предполагает связь мегалитических гробниц на Мальте с шаманскими практиками. С одной стороны, там были найдены каменные статуэтки лежащих на боку женщин, что позволяет нам рассматривать подземные помещения как своего рода инкубационные камеры, "храмы сна".
С другой стороны, стены храмов были украшены барельефами с изображением закрученной спирали и других подобных символов.
"Нейропсихологические исследования утверждают, что из-за общей природы мозга современного Homo sapiens визуальные галлюцинации, наблюдаемые, когда люди находятся в состоянии транса, имеют общие характеристики. Независимо от того, расписывал ли экстатический человек стены в дальних уголках пещеры Ласко в палеолитической Европе (около 15 000 лет до н. э.) или жил в недавнее время, искажения чувств, которые происходят во время трансовых событий, могут иметь общие черты, присущие всему человечеству.
Ключ к обнаружению изменённых состояний сознания, особенно визуального компонента, лежит в их древнем художественном выражении. Человек с открытыми глазами в состоянии транса может видеть ряд форм, которые мерцают по линии зрения, как будто проецируются перед ним или ней. Эти изображения могут пульсировать, увеличиваться и уменьшаться или появляться в поле зрения, а затем исчезать наискосок. Антрополог Герардо Райхель-Долматофф, который экспериментировал с препаратом Banisteriopsis caapi (аяуаска), задокументировал ход события, описав движение мотивов, рябь цветов, которые появлялись и исчезали, и вращающиеся и волнообразные узоры, которые ему являлись. Типы изображений, которые обычно возникают, включают геометрические узоры, иногда открытые, заштрихованные или перекрёстно-заштрихованные, шахматные узоры, точки, зигзаги, звёзды, параллельные линии и спирали, концентрические круги или кривые, а также мотивы, идущие спина к спине. Иногда узоры были симметричными или могли трансформироваться в другие случайные мотивы ( см. рис. выше, №№ 6–10). По мере развития эпизода субъект часто может попытаться понять образы, которые он или она видит. В этот момент узоры, по-видимому, трансформируются в узнаваемые вещи: спирали становятся глазами, волнистые линии выглядят как змеи, птицы появляются из геометрических сборок треугольников, а зигзаги становятся горными хребтами. Интерпретации зависят от культуры и зависят от собственного жизненного опыта и убеждений человека", - пишет Клаудиа Сагона.
Ну, может быть лучше назвать это одержимостью духами предков, а не шаманизмом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий