06 сентября 2025

Хозяка тайги Холой.

Рудольф Итс в своей монографии "Шёпот Земли и молчание Неба" (1990) даёт описание кетского идола, которого сами кеты называют "дось". 

"Дось представлял собой тонкий столб, вкопанный в землю, с верхушкой, стёсанной топором как остроконечная голова, с нанесёнными на правый и левый скосы глазами и с обозначенными носом и ртом. Ниже с двух сторон столба шли семь затёсов — семь рёбер. Дось нередко был в рост человека".

Баба Вера Дорожкина, старая кетская женщина, объясняла советским этнографам: "Они [доси] обыкновенно [в]тыкаются возле матки своей — Холой. Холой — хозяйка тайги...  Они, бедные, голые, зимами мёрзнут, трутся круг матки своей, а так-то стерегут её".

Холой, по представлениям кетов, хозяйка тайги.

Рудольф Итс решил найти этих истуканов, и вот как он описывает свой поход на берег Енисея:

"Володя Дорожкин, один из юных членов клана Дорожкиных, пошёл с нами к излучине реки. Мы шли широкой тропой по низкорослому лиственному лесу левобережья Енисея. Шли недолго, часа два.

Первой бросилась в глаза огромная лиственница. Мы уже знали, что именно на такие деревья, которые выделяются на всю округу, и наносят кеты изображения Холой — хозяйки местности. Значит, нам идти к лиственнице и там искать досей.

На уровне глаз нормального роста человека на шершавом стволе лиственницы был виден овал затёса с выделенными на нём глазами, ртом и носом. Это была сама Холой.

Дерево стояло в нескольких шагах от берега. С тыльной стороны дерева, если считать лицевой ту, где изображена Холой, был небольшой овражек. От края овражка сбегались к дереву посеревшие от времени остроконечные, похожие на длинноголовых людей без рук и без ног, но с обнажёнными рёбрами доси. Казалось, они берут дерево с Холой в полукольцо, защищая свою хозяйку с тыла.

Мы насчитали девять досей.

— Их бывает и больше , — сообщил Володя, обратив внимание, что мы считаем, и добавил: — Когда человек около них окажется зимой, он непременно оставит им либо кусок тряпки, либо кусок оленьей шкуры, чтобы они могли прикрыть себя от холода. Наши старики считают их живыми. Они живые, но голые, и им холодно и голодно.

Они дети Холой, так считают наши старики, и если их не подкармливать, не одаривать, то их матка рассердится на людей и перекроет пути в тайге и на реках, отпугнёт рыбу и дичь от охотников".

Интересно, что богиня Кибела изображается в окружении куретов. После слияния культа Кибелы с культом Реи куретов стали отождествлять с корибантами. Они танцевали обнажёнными, с мочом, щитом и в шлеме, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки — менады.

... вот так и становились галлами Кибелы...

Может быть, проведённое мною сравнение куретов с досями кому-то покажется "притянутым за уши". Ну, честно говоря, данная параллель и мне кажется несколько натынутой... Хотя, с другой стороны, мы же не знаем, чем занимались кетские охотники наедине с Холой — хозяйкой тайги. Может быть, они, как куреты, танцевали перед ней в обнажённом виде, потрясая своими мудями, разогреваясь и распаляясь на морозе до состояния неистовства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий