Клаудиа Сагона в своей монографии "Археология Мальты: от неолита до римского периода" косвенно подтверждает возможность того, что мегалитические комплексы на Мальте "могли использоваться в качестве жилищ, возможно, для религиозной или другой иерархии, людей, проходящих через обряды перехода, или членов общества, которые были изолированы от общего сообщества по другим культурным причинам". Во всяком случае, "Рубен Грима и Марио Вассалло едва не идентифицируют монументальные здания как жилые дома:
Как красноречиво свидетельствует Скорба, многие из этих монументальных сооружений были построены в местах, которые уже использовались жителями в течение нескольких столетий, в первую очередь для целей поселения. Выбор места, таким образом, по-видимому, был продиктован соображениями, которые являются главными в любом сельскохозяйственном поселении, а именно близостью к земле, пригодной для сельского хозяйства, и надёжным источником пресной воды. Неудивительно, что внутри и вокруг памятников находились многочисленные точильные камни, как стационарные, так и переносные, для помола зерна. Керамика могла служить подношением в храме, но в свете изношенных приспособлений для приготовления пищи, трапеза (ритуальная или нет) также могла быть частью повседневной жизни тех, кто проживал вокруг этих памятников. Так или иначе, в мегалитических сооружениях обнаружено достаточно доказательств останков животных и рыбы; но были ли это отходы от потребления пищи или остатки жертвоприношений, научно не определено. В других контекстах наличие очагов, пряслиц, шлифовальных камней, каменных орудий и большого количества керамики можно было бы принять за признаки домашней жизни, лднако в контексте мегалитических сооружений функция таких находок обычно рассматривается как священная".
Говорят, что в гипогее Хал-Сафлиени в древние времена могло быть похоронено 6-7 тысяч человек. Причём, как пишет Клаудиа Сагона, там хоронили далеко не всех жителей Мальты, а лишь избранных. По каким параметрам люди избирались для погребения в гипогее, мы не знаем. Но, мне кажется, есть отдалённое сходство с мавзолеем Ленина у кремлёвской стены в Москве. Может быть, в гипогее хоронили умерших из Сицилии, Южной Италии и других, более отдалённых областей. В советские времена мавзолей Ленина на Красной площади был местом настоящего паломничества. Вполне возможно, что люди чуть ли не со всей Европы приходили (точнее говоря, приплывали) в гипогей на "святой земле" Мальты.
Далее, есть такое устаревшее слово "божедом". Божедом — это сторож на кладбище или погосте, живущий там и погребающий покойников. Почему бы не допустить, что при мегалитических комплексах на Мальте тоже жили своего рода "божедомки", женщины совершавшие погребения и все ритуалы, связанные с ними? Если туда постоянно приходили паломники, то наверно они приходили не с пустыми руками. Известно, что, например, иудейские паломники приносили дары иерусалимскому Храму не только от себя, но и от родных и знакомых. Храму подносили то, что выращивали, производили, продавали. Не исключались и дары в виде денег, драгоценных камней, изделий из золота и серебра. Этих даров вполне хватало на жизнеобеспечение многочисленного жречества при Храме. Может быть, и на Мальте женщины-"божедомки" питались от жертвоприношений паломников?
![]() |
Паломничество иудеев в иерусалимский Храм. |
![]() |
Паломничество коммунистов в московский Кремль. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий