15 июля 2022

Так называемый поздний матриархат.

Если первобытное общество было обществом равных, то в эпоху его разложения стали возникать отношения общественного неравенства и, соответственно, господства и подчинения. Разумеется, социальная дифференциация - это совсем не то же самое, что неравенство в положении полов. Но одно может питать и стимулировать другое. Не создавались ли в процессе разложения первобытного общества такие ситуации, при которых делался возможным матриархат или хотя бы подобие этого порядка? Некоторые отечественные исследователи, лишь с оговорками пользующиеся термином "матриархат" для классического первобытного общества, применительно ко времени его разложения пишут о развитом, или позднем матриархате.

Основанием для этого послужило существование некоторого количества своеобразных обществ, которые всегда фигурируют в качестве образца "позднематриархальных". К их числу принадлежат материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов и микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, гаро и кхаси, а также каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо и ряда других народов Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие. Свыше половины их (по подсчётам некоторых американских этнологов, 56%) занимаются преимущественно мотыжным земледелием, то есть у них не получило сколько-нибудь значительного распространения разведение крупного рогатого скота, применяемого в плужном земледелии. В связи с этим давно уже существует взгляд, что сохранение такими обществами материнско-родовой организации или её очень заметных остатков объясняется отсутствием или неразвитостью скотоводства и ведущей ролью женского труда в мотыжном земледелии - этом своего рода огородничестве. В частности, обращено внимание на то, что в Тропической Африке такие общества в основном сосредоточены в областях, где из-за мухи цеце нельзя держать погибающий от её укусов крупный рогатый скот. Но этот взгляд не общепринят и, видимо, слишком категоричен. Ведь материнско-родовые общества зафиксированы также в условиях высокоспециализированного рыболовческо-охотничьего хозяйства (например, у тлинкитов) и плужного земледелия (скажем, у минангкабау или наяров).

Испания: визуальный ряд.

 



Сказ о том, как самец обезьяны взял в жёны демоницу.

xi11zang44 в статье "Легенда об истоках тибетской цивилизации и теория Дарвина" приводит рассказ современной тибетской писательницы Келъян об истоках тибетской цивилизации. В общем, там "самец обезьяны взял в жёны демоницу. За время их брака появилось на свет 6 детей, которые и стали первыми жителями Тибета". «Несмотря на то, что человек, согласно теории Дарвина, произошёл в результате эволюции, бесспорным является и тот факт, что человек ещё и великое творение божественного духа», - комментирует Келъян древнюю легенду.

Да, я вот тоже так считаю, что при сотворении человека не обошлось без божественного духа. Ну, просто потому, что нигде мы не видим, чтобы от низшего рождалось высшее. Мы же считаем человека высшим, по сравнению с обезьянами, существом. И как же низшие обезьяны породили высших людей? Наука этого не объясняет, а уклоняется в пустопорожнее словоблудие о том, что "природа/эволюция создала...". Фактически эта самая природа/эволюция наделяется качествами библейского Творца. Только получается не Творец, а Природа-созидательница.

Я бы с радостью принял научную "благую весть" о Природе-созидательнице, если б жизнь была не только на Марсе, но и на других планетах Солнечной системы. Ну хотя бы в самых элементарных формах. Хотя бы какие-нибудь инфузории-туфельки обитали где-нибудь кроме Земли. Тогда бы я сказал: да, жизнь сама собой повсюду зарождается. Но вот, нигде не видно ни одного микроба, даже ни одного вируса. Поэтому верить в самозарождение жизни — это, по-моему, совсем не научно, нет никаких подтверждающих фактов.

Тем более невозможно поверить в естественный качественный скачок, каким является появление человека с его воображением и предвидением того, чего ещё нет. Мы сплошь и рядом наблюдаем естественное огрубение нравов, одичание, разрушение культур, а вот мораль и высокая культура - они отнюдь не присущи человеку от рождения; они, как электрический ток, могут быть в человеке-"проводнике", но могут и не быть, и человек даже не замечает их отсутствия. Вот в чём суть. А учёные антропологи, сколько бы не исследовали кости древних гоминид, они никогда не установят, когда именно появился этот самый "электрический ток", сиречь культура. Именно это "высокое напряжение" культуры определяет и конституирует человека: есть "ток" - есть человек, нет "тока" - нет человека. И этот невидимый "ток" очень близок к тому, что Келъян называет "божественным духом".