03 декабря 2022

О жертвоприношении животных.

Ариэль Голан рассказывает о "медвежьем празднике", который заключался в ритуальном умерщвлении медведя с последующим его торжественным поеданием, которое совершалось только мужчинами. Убив медведя, водили вокруг него хоровод, говоря: "Не мы тебя убили, сам умер. Плохо не думай и наших детей не трогай". По мнению А. Голана, "медвежий праздник" представляется пережитком традиции, восходящей к медвежьим ритуалам, совершавшимся неандертальцами.

В записи "Разнокалиберная" религиозность я уже говорил о том, что в язычестве полно всякой дряни. Потому что все люди — разные, очень разные. Какие люди — такая у них и религия.

Австралийские чуринги и палеолитические "венеры".

Ариэль Голан говорит, что австралийские чуринги (священные камни) — это "души умерших". По мнению аборигенов, души умерших, обратившись в камни, отправляются на покой в "священную пещеру".

чуринги аборигенов Австралии

Такое же представление существовало у жителей Европы 12 тысяч лет тому назад, судя по чурингам эпохи мезолита, найденным в Азильской пещере (Франция). 

Орнаментированные охрой гальки из пещеры Мас-д'Азиль. Ок. 9000 лет до н. э.

"У многих народов существовал обычай, по которому женщина, желающая иметь ребёнка, садится на священный камень или трётся о него животом", - пишет А. Голан. 

В записи "Челночная" жизнь австралийских аборигенов я уже высказывал своё предположение о том, что, может быть, австралийские чуринги функционально тождественны верхнепалеолитическим "венерам". А пуркуа бы и не па? Повсюду в мире распространено верование, согласно которому человек оставляет частицы своей души на всём, к чему он прикасается (кстати, на этом основана и вера в колдовство). Допустим, в эпоху верхнего палеолита женщина своими руками изготавливала "венеру" и хоронила её в условленном месте, например, где-то в очаге или поблизости от очага. После её смерти другая женщина, зная, где искать "чурингу" с душой своей мамы или бабушки, находит её в печной золе и, как говорит А. Голан, трётся о неё животом. Душа с "чуринги" перетекает во влагалище, и, далее, в матке соединяется с эмбрионом, зачатым от какого-либо мужчины. Таким образом, происходит своеобразное духовное "крещение" эмбриона.

Ну, собственно, примерно так же действуют и австралийские аборигены. У них новорождённые дети представляются как перевоплощённые предки. Чуринги извлекаются и используются, как правило, в местах захоронения предков, в местах обитания духов предков. В этих местах обитают духи предков и ждут случая для очередной реинкарнации – воплощения, переселения, вселения в тело женщины в виде зародыша будущего ребёнка. Таким образом, место смерти для первобытных людей данного времени – это ещё и место зачатия детей.

Глядя на австралийскую аборигенку, которая направляется к могилам своих предков для того чтобы зачать ребёнка, тупые антропологи полагают, будто они она не ведает, что дети родятся от сексуальных отношений с мужчиной. Всё она знает и ведает, да только она не придаёт никакого значения тому зародышу, который появляется в результате секса. Это не более чем кусок мяса. (Кстати, современное общество, допускающее аборты, думает точно так же.) Человеком же он становится лишь тогда, когда "пропитается" духом умершего предка. Тогда он "в доску свой", родной, "нашенский".

Загадочные сети.

Мегалиты Гёбекли-Тепе (между 9500 и 8000 гг. до н. э.) покрыты какой-то сеткой. 

Похожая сетка имеется и на мегалитах Ньюгрейнджа в Ирландии (между 3100 и 2900 гг. до н.э.).

Ариэль Голан приводит свидетельства того, что сеть была символом Великой богини, но они кажутся мне неубедительными.

На нижеприведённом сосуде Халафской культуры я ещё могу увидеть "женские" треугольники, но я не могу различить их в вышеприведённых сетках.

Конечно, если "натягивать сову на глобус", в сетке тоже можно увидеть сдвоенные треугольники. Но, может быть, это вовсе не треугольники, а ромбы.

Что символизируют эти загадочные сети, - я не знаю. 

"Женский" треугольник.

Треугольник как знак женского пола появился ещё в верхнем палеолите.


 Позднее, в эпоху неолита, мы видим этот знак на изображениях танцующих женщин. 

Эти предельно стилизованные изображения женщин с "осиными" талиями напоминают крито-минойских ос.

Впрочем, эти танцовщицы с колоколовидными юбками в равной степени напоминают и крито-минойские лабрисы. 

Они, лабрисы, похожи на сдвоенные треугольники танцующих женщин.

В общем, этот изобразительный мотив, идущий от пещерных времён, дожил до бронзового века и часто встречается на ближневосточных статуэтках богинь II тыс. до н. э.

Ваза Иштар. Южная Месопотамия, руины города Ларса, гробница 15. Бронзовый век, период Исин-Ларса, 2025 - 1763 годы до н.э.