Говорят, жители Чатал-Хуюка ещё в эпоху неолита вытачивали церемониальные двойные топоры из диорита.
Между прочим, у древних египтян знаком двустороннего топора обозначалось «божество».
Критяне оставили множество изображений всевозможных лабрисов. Даже цветущие лилии становились у минойцев лабрисами с вписанной между лепестками головой быка или непонятного назначения узлом. На одном из самых знаменитых минойских рельефов, который сегодня хранится в музее Ираклиона и условно называется «Принц с лилиями», принц в жреческом головном уборе вышагивает по полю цветущих лабрисов со стилизованными бычьими головами.
"Культура Чатал-Хююка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии — вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери — основам европейской цивилизации" (Источник).
фреска из святилища Чатал-Хююка |
фреска из другого святилища Чатал-Хююка |