Если Павсаний прав в своём пересказе легенды, в которой Агдистис лишает себя мужских гениталий и становится богиней Кибелой, то можно утверждать, что Кибела воплощает в себе как мужские, так и женские качества и, следовательно, является полностью партеногенетическим божеством. Это объясняет, почему Кибелу называют «Матерью богов». Она рождает всех богов «от себя», не нуждаясь в мужском оплодотворении.
Всё-же надо признать, что Кибела "возится" с мальчиком Аттисом, но Аттис — именно мальчик, а не мужчина. Иконография подчёркивает его детский "писюлёк".
 |
Attis, Begleiter Kybeles. |
В этом смысле, всех древних богинь можно разделить на две условные категории. Одни из них можно назвать "матриархальными", которые всё творят «от себя» и при этом остаются девственными. Другие — "патриархальные" — есть типичные "богини плодородия", которые лежат под мужчинами, как земля под небом.Анат, безусловно, является "патриархальной" богиней. Анат выступает именно как возлюбленная и соратница мужского бога. Так, в одной из версий мифа Анат оказывает на верховного бога Эла/Илу, своего отца, давление ласками и угрозами, стремясь добиться своего — в мифе всё строится вокруг того, чтобы дать Ва'алу собственное жилище — храм, дворец, то есть учредить его культ. Значит, надо полагать, что Ваала прежде не почитали как отдельного бога, и Анат прикладывает все усилия к тому, чтобы склонить людей к идолопоклонству.