Любопытная кавказская легенда о происхождении дольменов:
"Местный житель рассказал легенду. Много-много лет назад, джигиты этого
села пленили в походе девушку, равной по красоте которой не было.
Каждый хотел жениться на ней и каждый готов был убить того, кто встанет на его пути.
И отправились мужчины к старейшинам, чтобы те собрали совет и приняли мудрое решение, кому достанется девушка.
Но даже у старцев при виде красавицы заблестели глаза. Взыграла в жилах молодая кровь, несмотря на их преклонный возраст.
Начали
они показывать свою удаль, день и ночь кружатся вокруг неземной
красоты, совсем с ума посходили. Три дня думали что с ней делать, так ни
к чему и не пришли.
Отпустить – джигиты за ней уйдут. Кому-то отдать
– перережутся. И, чтобы не убить из-за неё друг-друга, решили, что
умереть должна она.
И как только жизненные силы покинули прекрасную
девушку, неведомое проклятие обрушилось на жителей. Мясо стало
отваливаться у людей от костей. Они пытались спастись в соседних аулах,
но кара настигала их.
Мёртвых начали закапывать в землю, но земля их
не принимала и выбрасывала кости на поверхность. Тогда кости стали
обкладывать камнями. Так появился Город мёртвых" (Источник).
"Добавлю только, что на Кавказе, особенно в советское время, дольмены
сносились десятками при разбивке новых садов. Доводилось лично
беседовать с местными старожилами, которые помнят, как целые "деревни
дольменов" пускались под нож бульдозера" (Источник).
---------------------------------------------------------------------------------------
Дольменные каменные пробки (или втулки):
На многих дольменах есть специальный паз - кольцевая выемка вокруг
отверстия, что очевидно служило для более герметичного прилегания
пробки.
В посёлке Широкая щель находится дольмен с барельефом на фасаде:
Такой же портал есть на центральном Жанейском дольмене.
Может быть, есть что-то общее между этим порталом и ритуальными вратами (тории) религии синто в Японии. Однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла
тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории —
деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось
достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры.
Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не
пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов,
выманивших своим криком богиню Аматерасу.