10 марта 2025

О быстрых и лёгких родах.

Довольно часто приходится читать о запредельной, ужасающей младенческой смертности в архаических обществах. Из-за этого среднюю продолжительность жизни женщин опускают "ниже плинтуса", чуть ли не до 20 лет. Но так ли это?

Автор блога "История. Старинные портреты и их секреты" говорит, что нашла в дореволюционном этнографическом журнале 1894 года поразительные свидетельства о родах у женщин некоторых народов. Среди "сибирских инородцев" она называет киргизов, остяков, гиляков, калмыков, лесных тунгусов, самоедов и пересказывает, что наблюдали российские врачи и путешественники конца XIX века.

"Вот женщина на виду. Сидит рядом с вами в юрте или едет рядом на лошади. Тут она раз - и минут на 15 куда-то исчезла. Возвращается как ни в чём ни бывало уже с младенцем и продолжает дела. В том числе, может сесть верхом и продолжить путь. Женщины рожали молча, быстро и безболезненно.

Причём, казачки, которые жили в тех же с виду условиях, часто от родов умирали. А вот смерть от родов местной женщины из коренного народа - это был крайне редкий, исключительный случай" (Источник).

К реконструкции крито-минойских горных святилищ.

Наблюдения Л. Я. Штернберга за жизнью родового общества гиляков (нивхов) помогают нам понять функционирование горных святилищ крито-минойской культуры. На Крите, в своё время, тоже было родовое общество с аналогичными структурами.

Прежде всего интересен самый термин, которым гиляки выражают понятие „род“. Он гласит: 'халь', что буквально значит: ножны, футляр, — удачный символ единой утробы, единства происхождения.

Общность родового огня — символ родового единства. Как у всех первобытных народов, и у гиляков огонь — родовое божество. В каждом очаге сидит старуха огня [1], родоначальница данного рода. Хозяйка огня — не только божество греющее человека и охраняющее его домашний очаг от всяких злых козней духов, но и являющееся посредником между сородичами и всеми многочисленными божествами, имеющими влияние на судьбу человека. Во всех важных случаях жизни — в случае болезни, на охоте, перед отправлением в опасный путь и т. д. — сородич бросает в огонь свои скромные жертвы — листик табаку, сладкий корень, каплю араку [2] — и просит старуху огня исполнить его просьбу. А она уже знает все ходы, чтобы просьба к тому или другому родовому божеству — если просьба находится вне сферы её непосредственного воздействия — дошла по назначению.

В этом влиянии и воздействии старухи огня на судьбу человека и в приношении жертв этой старухе можно увидеть связи с крито-минойскими горными святилищами.