По сообщению Ариэля Голана, "Кибеле было посвящено праздненство, которое отмечалось 1 мая. В этот день устанавливали "майское дерево" — столб, украшенный зелёными ветками, цветами, кусками тканей; иногда возили в повозке женщину, представлявшую "королеву мая". Этот праздник с соответствующими обрядами был традиционным в странах Западной Европы до нашего времени. Возможно, он был воспринят жителями Европы у римлян, которые заимствовали его через греков из Малой Азии. Но популярность, распространённость и устойчивость этих обрядов говорят о том, что их вряд ли стоит относить всецело за счёт влияния Фригии; такое влияние трудно объяснить, если не допустить, что образ майской богини нашёл благоприятную почву в архаичных традициях греков, римлян и племён Центральной Европы".
Так, значит, Вальпургиева ночь с ведьмами — это ночь на 30 апреля, канун Первомая, а 1 мая — народное гульбище с "королевой мая". Понятно, что на "колесе года" точки 30 апреля (Белтейн) и 31 окрября (Самайн) диаметрально противоположны.
Мы уже знаем, что, согласно кельтскому календарю, зимняя половина года начиналась 1 ноября; следовательно, 1 мая начиналась летняя половина. Также мы установили, что зимняя половина года считалась "женским" периодом времени, а летняя — "мужским". (Хотя, я считал наступление "мужского" времени года 1 марта, с началом нового года по древнеримскому календарю; тогда наступление "бабьего лета" приходится аккурат на 1 сентября.)
Интересно, что зимой, в самые короткие дни года, во время "волчьих праздников", проводились тайные мужские обряды. Надо полагать, что на летнее солнцестояние, аналогичным образом, проводились тайные женские обряды. Кажется, мне теперь понятны поиски цветущего папоротника в лесу на Иванов день.
Олег Щербатых |
Это похоже на постоянное взаимодействие между инь и ян. Зимой, на территории "матриархата", вместе с волками рыщут тайные адепты "патриархата", и наоборот, летом, в эпицентре "патриархата" ищут "аленький цветок" тайные приверженцы "матриархата".