29 августа 2025

О роли женщин в создании империи Цинь.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" пишут о росте деспотизма и милитаризма в общественной и политической жизни китайского общества в течение первого тысячелетия до нашей эры.

"Бесконечные конфликты Эпохи Сражающихся Царств [1] привели, наконец, к выдвижению дома Цинь, когда-то слабейшего (в культурном смысле) из семи главных царств. 

Китай в Период Сражающихся царств (260 до н. э.)

Один из источников могущества Цинь (о чём принято то ли не догадываться, то ли умалчивать) - относительно высокий, по сравнению с другими царствами, статус женщины. В 334 году до нашей эры правитель Цинь отменил закон, требовавший обязательных человеческих жертв при погребении сановного лица мужского пола. Жертвами их ритуальных казней в подавляющем большинстве были женщины, которых умерщвляли ради такого случая десятками и даже сотнями.

Отмена варварского обычая привела к тому, что в провинции Цинь жило больше женщин, чем в других местах, особенно в домах богатой и могущественной аристократии. Женщины, которыми традиционно пренебрегали, стали здесь оплотом и поддержкой крепнущей государственности Цинь.

Первая в истории Олимпийская чемпионка — спартанская царевна Киниска.

"В Древней Греции женщины не допускались на Олимпийские игры даже как зрители, однако была одна лазейка, с помощью которой Киниска стала ‭«участницей» и победительницей.

Киниска — спартанская царевна, была дочерью царя Спарты Архидама II и сестрой царя Агесилая II. У неё было обширное имение, где она разводила и тренировала лошадей. В 396 году до н. э., когда ей, вероятно, было от 40 до 50 лет, она стала первой женщиной, участвовавшей в Олимпийских играх.

Спартанская культура предполагала, что сильные дети рождаются от сильных родителей (необычная идея для Древней Греции), поэтому власти Спарты поощряли женщин тренировать как ум, так и тело. В отличие от Афин и других греческих городов-государств, где девочек учили только домашним навыкам, в Спарте проводились гонки и испытания силы как для девочек, так и для мальчиков.

Спартанские девушки выходили замуж позже, что давало им больше времени на образование. Аристократические девушки, такие как Киниска, изучали поэзию, а также обучались танцам и пению для участия в соревнованиях, поэтому она, возможно, была даже грамотной. У Киниски были богатство и статус — но именно её амбиции сделали её легендой. Эти амбиции и побудили её участвовать в гонках на колесницах-четвернях (тетрипонах) на Олимпийских играх в 396 и 392 годах до н. э., и её команда на колесницах победила оба раза.

Это достижение было особенно впечатляющим, потому что в те времена женщинам даже не разрешалось ступать на территорию Олимпийского святилища во время состязаний. Чтобы участвовать, Киниска умело использовала лазейки.

В таких видах спорта, как борьба или метание копья, участники соревновались индивидуально на поле. Однако в гонках на колесницах победителями считались владельцы лошадей, а не наездники — которые почти всегда были рабами. По аналогии с современными скачками, такими как, например, Kentucky Derby или Melbourne Cup, победителями являются лошадь и её владелец, а не всадник. То есть Киниске не нужно было самой управлять колесницей, чтобы победить.

Изображение древнегреческой колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, ок. 530–520 гг. до н. э.