Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" пишут о росте деспотизма и милитаризма в общественной и политической жизни китайского общества в течение первого тысячелетия до нашей эры.
"Бесконечные конфликты Эпохи Сражающихся Царств [1] привели, наконец, к выдвижению дома Цинь, когда-то слабейшего (в культурном смысле) из семи главных царств.
![]() |
| Китай в Период Сражающихся царств (260 до н. э.) |
Один из источников могущества Цинь (о чём принято то ли не догадываться, то ли умалчивать) - относительно высокий, по сравнению с другими царствами, статус женщины. В 334 году до нашей эры правитель Цинь отменил закон, требовавший обязательных человеческих жертв при погребении сановного лица мужского пола. Жертвами их ритуальных казней в подавляющем большинстве были женщины, которых умерщвляли ради такого случая десятками и даже сотнями.
Отмена варварского обычая привела к тому, что в провинции Цинь жило больше женщин, чем в других местах, особенно в домах богатой и могущественной аристократии. Женщины, которыми традиционно пренебрегали, стали здесь оплотом и поддержкой крепнущей государственности Цинь.
Кроме регулярной мужской армии, Цинь организовали армию из женщин, так же как армию из немолодых и менее сильных воинов (обоего пола). Женщина в Цинь в отличие от женщин других царств имела личную собственность, причём это право подтверждалось законом. Личный капитал женщины состоял из её приданого и того, что она сумела приобрести после замужества. Женщины Цинь активно участвовали в социальной и экономической жизни. Нам известно об официальном существовании женских трудовых сообществ и ремёсел, не говоря о традиционно женском шелководстве и сельском хозяйстве.
Постепенно династия Цинь стала столь сильной, что сумела победить своих соперников и занять трон. Придя к власти, династия Цинь, впервые в китайской истории, основала империю взамен обветшалой федеральной государственности, наладив централизованную систему бюрократического управления страной. Значение этого государственного переворота для дальнейшей государственности Китая трудно переоценить. Достаточно сказать, что европейское наименование Китая - China произошло от имени «Цинь». Правитель, который сумел объединить китайские земли в единое государство, получил статус Первого августейшего императора Цинь" [2].
Всё бы хорошо, но у всякого государства есть один страшный изъян. Вся государственная "вертикаль власти" заточена под одного человека, которому закон не писан, который сам может писать законы буквально на коленце, как Пётр 1. Государь может передумать и отменить свой собственный закон. Царь, как бог, может "дать" и может "взять" обратно. Он может скоропостижно скончаться, оставив царство какому-нибудь наследнику-кретину, который развалит и разорит всё, что построили его царственные предки.
Томас Клири и Сартаз Азиз пишут: "Несмотря на относительно благополучное правовое и экономическое состояние женщин в эту эпоху, что позволило им легально и плодотворно участвовать в повышении благосостояния страны, патриархальная империя не могла обойтись без женских жертвоприношений по случаю кончины Первого императора Цинь: все придворные дамы, не успевшие родить ребёнка, были торжественно погребены вместе с усопшим вождём. Поскольку предполагают, что покойный император держал при дворе не менее 10 тысяч женщин, можно представить масштабы этой бойни".
Да, уж... Я представляю себе... Однако в Википедии сказано: "В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (около 1300—1027 годов до н. э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений". Кому же верить, чёрт возьми?! Оказывается, сам Цинь Шихуанди был абсолютно против жертвоприношений в его честь. Знаменитая терракотовая армия, помещённая в его гробницу — своего рода радикальный манифест против старого обычая. Его вполне устраивала бескровная помпезность. Но наследник, Эр Шихуанди, устроил похороны по-своему. После смерти родителя он приказал умертвить большую часть его наложниц и свиты, дабы захоронить их вместе с правителем [3]. Мастеровые и рабочие, трудившиеся над финальным оформлением колоссальной гробницы, были замурованы там заживо.
В зрелом возрасте Цинь Шихуанди был очарован даосской "алхимией бессмертия". Понимал он её превратно, на свой лад, совокупляясь с многочисленными девицами якобы для укрепления мужского "ян" и укрощения женского "инь". Считалось, что таким образом можно не только получить исцеление от болезней, но и стать всемогущим и значит, бессмертным за счёт энергии, похищенной у тысяч дефлорированных девственниц. Конфуцианские учёные видели в даосской алхимии пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 году до н. э. Ли Сы убедил императора сжечь все книги в Китае. И стоило ли объединять китайцев в одно государство, чтобы они оказались под властью мракобеса?!
-------------------------------------------------------------------------
[1] От V века до н. э. до объединения Китая императором Цинь Шихуанди в 221 до н. э.
[2] Имеется в виду Цинь Шихуанди.
[3] Согласно легенде, одна из придворных дам скрылась из дворца и бежала в горы, боясь смерти. В горах беглянка встретила даосского отшельника, который научил её есть сосновые иглы до тех пор, пока её тело не достигнет состояния освобождения от голода и холода и не станет таким лёгким, что даже сможет летать. И так, поневоле, она, наконец, достигла дао и стала бессмертной.

Комментариев нет:
Отправить комментарий