"В Древней Греции женщины не допускались на Олимпийские игры даже как зрители, однако была одна лазейка, с помощью которой Киниска стала «участницей» и победительницей.
Киниска — спартанская царевна, была дочерью царя Спарты Архидама II и сестрой царя Агесилая II. У неё было обширное имение, где она разводила и тренировала лошадей. В 396 году до н. э., когда ей, вероятно, было от 40 до 50 лет, она стала первой женщиной, участвовавшей в Олимпийских играх.
Спартанская культура предполагала, что сильные дети рождаются от сильных родителей (необычная идея для Древней Греции), поэтому власти Спарты поощряли женщин тренировать как ум, так и тело. В отличие от Афин и других греческих городов-государств, где девочек учили только домашним навыкам, в Спарте проводились гонки и испытания силы как для девочек, так и для мальчиков.
Спартанские девушки выходили замуж позже, что давало им больше времени на образование. Аристократические девушки, такие как Киниска, изучали поэзию, а также обучались танцам и пению для участия в соревнованиях, поэтому она, возможно, была даже грамотной. У Киниски были богатство и статус — но именно её амбиции сделали её легендой. Эти амбиции и побудили её участвовать в гонках на колесницах-четвернях (тетрипонах) на Олимпийских играх в 396 и 392 годах до н. э., и её команда на колесницах победила оба раза.
Это достижение было особенно впечатляющим, потому что в те времена женщинам даже не разрешалось ступать на территорию Олимпийского святилища во время состязаний. Чтобы участвовать, Киниска умело использовала лазейки.
В таких видах спорта, как борьба или метание копья, участники соревновались индивидуально на поле. Однако в гонках на колесницах победителями считались владельцы лошадей, а не наездники — которые почти всегда были рабами. По аналогии с современными скачками, такими как, например, Kentucky Derby или Melbourne Cup, победителями являются лошадь и её владелец, а не всадник. То есть Киниске не нужно было самой управлять колесницей, чтобы победить.
![]() |
Изображение древнегреческой колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, ок. 530–520 гг. до н. э. |
Фактически, владельцам команд на колесницах даже не обязательно было лично присутствовать в Олимпии во время игр. Киниска могла зарегистрировать свою команду на гонку, не ступая на запретную территорию.
Но роль Киниски не была секретной. Новости о победе на Олимпийских играх передавались быстрыми гонцами в родной город победителя, где сразу начинали готовиться к празднованию его возвращения. Слухи о том, что женщина выиграла Олимпийское соревнование, распространялись очень быстро.
Что же побудило спартанскую царевну пробить «потолок» Олимпийских игр? Скудные источники предлагают разные версии.
Греческий писатель Павсаний писал, что Киниска имела личные амбиции победить в Олимпии, но Ксенофонт и философ Плутарх указывают на давление со стороны её брата, царя Агесилая II. Царь якобы убедил сестру завести скаковых лошадей, дабы посрамить гордость мужчин, похвалявшихся победами в этом виде спорта, и когда её упряжка выиграла, это «ясно всем показало, что разведение подобных коней свидетельствует только о богатстве, а вовсе не о мужской доблести».
Ответ, вероятно, заключается в сочетании обоих факторов. Несколько древнегреческих женщин завоевывали победы на Олимпийских играх и после Киниски в гонках на колесницах, но ни одна не стала так широко известна, как она. А к I веку н. э. женщины начали соревноваться с мужчинами в беговых соревнованиях и побеждать.
В честь своей победы Киниска установила две бронзовые статуи в Олимпии: колесница с конями и возницей и статуя самой царевны работы мегарского скульптора Апеллея".
![]() |
Основание статуи с надписью в память о победе Киниски на Олимпийских играх 396 года до н. э., Олимпия |
Источник - Дзен-канал НаукаPRO.
**************************************************
Автор(ка) вышеприведённой статьи верно указывает на сравнительно поздние браки в Спарте. Конечно, спартанская девушка, выходящая замуж в 18 - 20 лет, имела гораздо больше времени для самообразования и формирования личности, чем афинская девушка, которую выдавали замуж в 13 - 14 лет. Однако, на мой взгляд, есть ещё одна причина "спартанского матриархата". Несмотря на Тёмные века греческой истории, на полуострове Пелопоннес каким-то чудом частично сохранилось древнее матриархальное наследие. У греков-ахейцев, судя по сохранившимся фрескам, женщины управляли колесницами.
И вот, в Спарте женщины, "по старинке", по древней микенской традиции, тоже катались на колесницах...
Вообще говоря, женщины Спарты чувствовали себя намного более раскованно и свободно, чем их афинские товарки.
![]() |
Древняя Спарта. |
С чем это связано? Может быть, с тем, что Пелопоннес — это почти остров, а острова, как мы знаем, лучше сохраняют древние традиции. А может быть, "спартанский матриархат" связан с илотами, которые были потомками коренного, до-греческого населения Эллады. Как заметил Карл Юнг, дух завоёванных народов неизбежно проникает в бессознательное завоевателей. Так было всегда: завоеватель подчиняет себе коренных обитателей телесно, но подчиняется им духовно. К тому же, Пелопоннес расположен поблизости от Крита — последнего бастиона матриархата в Европе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий