Возвращаясь снова к знаменитому изображению "богини" из Чатал-Хююка,
я хотел бы обратить внимание читателей на удивительную связку "трона" и "родов". Кто бы ни была эта женщина, сидящая на троне, поддерживаемом двумя кошками, она, по-видимому, изображена в процессе родов, с головой ребёнка, находящейся между её ног. Мария Гимбутас называет её «богиней на троне», а другие — Великой Матерью Чатал-Гуюка, и датируют её примерно 6000/6500 гг. до н.э.
Трон — явно "царский", на что намекают два леопарда, на которых опирается "богиня". Что это именно леопарды, доказывают фрески, обнаруженные при раскопках в том-же Чатал-Хуйюке.
Шкура леопарда была ритуальным предметом одежды в Древнем Египте. Это документально подтверждено начиная с раннего династического периода (около 3000 г. до н. э.). Мифологические корни восходят к додинастическому периоду. При жизни царя леопардовая шкура указывала на то, что царь или его преемник являются правителями, наделёнными божественной властью.
Значит, получается, что богиня, или царица, или просто женщина восседает на царском троне и при этом рожает ребёнка. По-моему, это выглядит очень странно...
Ещё более странно, что в Чатал-Хююке имеются изображения "богини", рожающей быка.
![]() |
Two relief figures in birthing posture, one has female breasts. |
Каково это, родить быка с рогами?! А — оленя?!
![]() |
Painting of two female figures giving birth to bulls and stags (section from the image), religious room, shrine EV 3 (Çatal Höyük) |
Может быть, трон потому и "царский", что он связан с болью? Кажется, у женщин не бывает родов без боли. Но и боль бывает разная. Больно рожать обыкновенного ребёнка, а каково, ещё раз повторяю, рожать рогатого ребёнка? Ну, это всё равно как воткнуть во влагалище костяной гарпун, а потом его вытаскивать обратно. Боль адская, боль смертельная.
Каков же месседж "иконы" из Чатал-Хююка? Он вполне прозрачен: адская боль возводит женщину на царский трон. То есть, в принципе, каждая женщина может сесть на трон и стать царицей. И даже богиней, так как леопардовая шкура наделяет божественной властью.
Древние римляне говорили: "через тернии — к звёздам". А в Чатал-Хююке "через родовые муки — к божеству".
Можно представить себе, что в эпоху неолита была высокая смертность женщин при родах. И рожающая женщина вступала в сакральный мир, восходя на трон богини и сама превращаясь в богиню на время родов. При этом все её желания немедленно исполнялись, а все её слова приобретали характер божественного откровения...
Не имея никакой иной возможности помочь женщине при трудных родах, как ещё они могли утешить её и себя? — "Умерла на царском троне", как царица, как богиня...
*******
У Аллы Пугачёвой в песне "Непогода" есть такие слова:
"Как и в сотни раз, вновь зима пришла
Я на трон любви ледяной взошла
И замёрзла так - нету больше сил
О любви меня ты зачем просил?"
Тут, конечно, иной трон, — трон любви, а не трон родов. Но, в принципе, идея та же: трон ледяной, душа измучена до смерти и "замёрзла так - нету больше сил".
Да, несчастная (= односторонняя) любовь приносит такую душевную боль, что люди порой сходят с ума. Кто знает, может быть, у Афродиты, богини любви, имеется такой же трон, как и у богини Чатал-Хююка?..
*******
Я здесь предложил один из возможных вариантов толкования мифологемы, содержащейся в образе восседающей на царском троне и рожающей "богини". Вполне возможно углубление и расширение раскрытого мною "месседжа".
Например, под этим углом зрения интересен взгляд на царскую власть, даже на саму суть власти над людьми. Глядя на какого-нибудь коронованного дурака, каковых в истории было предостаточно, можно было бы спросить у него: "По какому праву ты сидишь на царском троне? Разве ты испытал или пережил в своей жизни нечто такое, что наделяет тебя сверхчеловеческими, божественными качествами и позволяет повелевать простыми смертными? Да самая простая, обыкновенная баба, родившая ребёнка, знает о жизни и смерти больше чем ты, и имеет больше прав на этот трон!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий