09 июня 2023

Вопрос, конечно, интересный.

Клаус Шмидт показывает процарапанное изображение женщины на одном из столбов ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе.

На одной из плит ступени, примыкающей к каменной скамье в Здании с львиными стелами находится процарапанное изображение обнажённой сидящей на корточках женщины (высота рисугка - 30 см).

И далее он говорит про "половые органы, которые имеют странную форму. Две Л-образно свисающие части, похожие на ленты, сразу объяснить довольно сложно. Вероятно, это гипертрофированные большие половые губы. Расставленные ноги и грубо изображённая макронимфия (буквально: большие половые губы) указывают скорее на готовность к соитию, чем а роды". 

Странная, очень странная "готовность к соитию"... Меня терзают смутные сомнения... Да и при чём тут соитие, если сам же К. Шмидт сказал, что здесь было место культа мёртвых?

По-моему, это вовсе не растянутые большие половые губы, а менструальная кровь.

Вот, для сравнения, наскальный рисунок австралийских аборигенов.

Две женщины танцуют и менструируют. Наскальное искусство коренных австралийцев с реки Верхний Йоль, Пилбара , Западная Австралия. Источник картинки

Крупнейший теоретик социологии Эмиль Дюркгейм
утверждал, что человеческая религия в целом возникла изначально в связи с менструацией. Так, может быть, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был комплексом менструальных хижин?

Гёбекли Тепе: нету печек и очагов, но зато есть много ступок.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "остутствуют печи или очаги, характерные для жилищ. Их на Гёбекли Тепе нигде не нашли. А что касается обнаруженных в этих структурах ступок и вообще большого количества ступок среди свидетельств Гёбекли Тепе, то они вполне могли служить для приготовления пищи - однако не обязательно для потенциальных местных жителей, но, вполне вероятно, для многих "гостей", присутствие которых предполагается по причине большого объёма строительных и скульптурных работ. Ступки могли служить также другим целям, например приготовлению лекарств или наркотиков. Для места с преимущественно ритуальной функцией, что в отношении Гёбекли Тепе является уже доказанным фактом, здесь ничего удивительного нет". 

Интересно, проводил ли кто-нибудь сравнение ритуального комплекса в Гёбели Тепе с Гипогеем (Хал-Сафлиени) на острове Мальта? Здесь сравнение просто само собой напрашивается.

Что касается ступок для приготовления пищи, то её ведь могли готовить не только для строителей, но и для "прихожан", которые, вероятно, собирались в этих первобытных святилищах и устраивали там совместные трапезы.     

"Небесные похороны" в Тибете.

Собственно «небесные похороны» на видео показаны всего около двух минут, с 7:15 до 9:00, а остальное можно не смотреть.


Вот примерно так же происходила декарнация (или «дефлешинг») в эпоху неолита не только в Южной Азии и на Ближнем Востоке, но и в Старой Европе. "Декарнация со вторым захоронением костей была обычным явлением среди носителей культуры линейно-ленточной керамики, как показывают последние раскопки в Херксхайме, Германия, где было собрано и захоронено по меньшей мере 1350 скелетов с нескольких сотен километров [1]" (Источник).

Когда-то в Индии обитали миллионы грифов нескольких видов, которые селились даже в городах. Однако в 1990 годах местные жители начали массово использовать для лечения скота нестероидный противовоспалительный препарат диклофенак. Для пернатых падальщиков он оказался смертельным: поедая туши животных, которым давали это лекарство, грифы быстро погибают из-за проблем с почками. В результате грифы в Индии почти исчезли. Но в Тибете, как мы видим, они ещё сохранились.

Чёрный гриф (Aegypius monachus).

Кстати, синий цвет и на Крите, и в Древнем Египте считался символом
иного, вечного мира.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Cуществует трактовка захоронения в Херксхайме как свидетельство практикования каннибализма. Людоедство нехарактерно для неолитического населения Центральной Европы, и, в попытках объяснить это противоречие, были выдвинуты различные теории. Согласно одной из них, жители края переживали серьёзную природную катастрофу (например, засуху или эпидемию), что заставило их прибегнуть к каннибализму. Однако если мы примем в расчёт повсеместно распространённую в неолите практику декарнации, тогда и придумывать ничего не надо.