24 марта 2022

К Тебе прибегаем, Заступнице наша...

"Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая!" (Источник)

"Множеством искушений томимый, к Тебе прибегаю, спасения ища. О Матерь Слова и Дева, от бед и несчастий меня спаси!" (Источник)

"Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Чистая: Ты бо еси стена необоримая, предстательство и покров всем, прибегающим к Тебе с верою и упованием!" (Источник)

По-моему, северорусские женские вышивки являются наглядными иллюстрациями этого "прибегания" к Пресвятой Владычице Богородице.

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Вышивка на полотенце. 1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей
 
Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд 19 век. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов на полотенце. Богиня изображена в классической иконографии "оранты" - с поднятыми руками. Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

Кони на этих вышивках подчёркивают движение по направлению к Богине, которая занимает центральное положение. Всадники именно прибегают к Пресвятой Владычице. 

До Бога высоко, до царя далеко. Очевидно, именно поэтому на вышивках изображены кони справа и слева от Богини. Они напоминают шаманских лошадей, и, в частности, восьминогого коня Слейпнира.

Ну, а сам центральный образ Богини на вышивках напоминает образ древних ближневосточных богинь.

Богиня Анат

Находясь в центре композиции, она отождествяляется с Мировым Древом, древом жизни. Мы уже говорили о том, что обычно в центре древних святилищ находилось дерево. Например, фиговое дерево, которое питает своими плодами и людей, и животных. При этом подразумевалось, что весь мир держится на жертве, то есть на самопожертвовании, вечным архетипом которого является самопожертвование матери. Мир рушится и клонится к погибели, когда все гребут лишь под себя и никто ничем не жертвует. Эгоизм - личный или национальный - является антитезой жертвы. В гениальном фильме Ричарда Аттенборо "Ганди" (1982) года показано, как махатма Ганди во время взаимной резни мусульман и индусов приютил у себя дома мусульманских беженцев. Его сердце обливалось кровью от сострадания к убитым мусульманами индусам, но он при этом не поддался низменным стремлениям к кровной мести. Нет, вместо этого он уподобился тому самому древу жизни, которое кормит и людей, и животных, и призвал всех индусов поступать как он.