07 августа 2022

Малаяли.

Из статьи о народе малаяли, проживающем в основном в индийском штате Керала, я узнал, что "они довольно отчётливо делятся на касты, которые имеют разные социальные системы, разные типы жилища, занятия, пищу, устройство семьи, обряды. Брахманы намбудири(пад) и бхаттадири(пад) патрилокальны и патрилинейны, у них распространён майорат. Наяры, тийя, ежава - матрилокальные и матрилинейные общности, велика у них роль дяди по матери (распространён авункулат) живут в больших домах, передаваемых по женской линии - таравад, сохраняется полиандрия" (Источник).

Насколько я понял, высшие касты у них патрилокальны и патрилинейны, а низшие касты - матрилокальны и матрилинейны. Там же говорится, что "среди низких кастовых групп заметны веддоидные элементы. Язык - малаялам южной группы дравидийской семьи". Тогда, выходит, что среди высоких кастовых групп не заметны веддоидные элементы. Похоже на то, что высшие касты относятся к "истинным арийцам". 

Тем не менее, веддоидные малаяли - самый образованный народ Индии: в 1980 г. уровень грамотности среди мужчин составлял 75%, среди женщин - 66% (при общеиндийском показателе 36%). 

И ещё один интересный абзац:

"Жилище зажиточных людей - с двускатными черепичными крышами, с приподнятыми углами крыш и высокими гребнями над коньком. Жилые и хозяйственные комнаты, молельня окружают четырёхугольный двор - надумиттам. Во дворе обычно имеются колодец и обиталище для почитаемых змей. Одежда - мунду вешти, состоит из двух кусков ткани, один из которых образует поясную одежду (юбку), вторым иногда покрывается грудь и плечи. Покрытие груди у женщин до недавнего времени было признаком низких каст". 

Матрилокальность в современной России.

Светлана Адоньева в статье "Материнский род у колыбели: матрилокальность в современной России" говорит, что "советский уклад, правовые нормы и идеология обеспечили сдвиг в социальной системе родства, в частности в нормах филиации: от патрилокальности к матрилокальности. Если до революции ребёнок приходил в род отца, то к 1970-м годам у его колыбели стоит род матери. Решение о появлении младенца в 1950-1980 годы советские молодые женщины принимали, опираясь на мнение своей семьи, и особенно - матери. Это происходило ещё и потому, что они расчитывали на поддержку матерей в заботе о ребёнке много больше, чем на поддержку отца ребёнка и его родительской семьи".

С. Адоньева объясняет переход от патриархата к матриархату в СССР тем, что советский мужчина был "пролетарием", то есть нищим и бесправным "винтиком" государственного механизма.

"Первыми декретами советской власти были декреты об отмене собственности и декреты о семье. Было провозглашено освобождение от патриархальности. "Первичными ячейками" нового общества были объявлены коллективы. Началось глобальное изменение социального порядка и в том числе порядка семьи. Во-первых, общество перестало быть патрилокальным по закону. Как было указано в декрете, "запись о рождении ребёнка составляется тем же отделом браков и рождений по месту пребывания матери". Во-вторых, инициатива брака, прежде исходившая от семьи жениха и определявшаяся интересами родительских семей и всего сообщества, теперь перемещалась в руки будущей жены. С того времени и до сегодняшнего дня брак считается совершаемым в интересах женщины и её детей (см. статью 38 современной Конституции России). В-третьих, советская власть объявила брачный выбор свободным от родительской воли, тем самым отменялся воспроизводимый посредством брака порядок подчинения младших старшим и основанный на нём порядок наследования. Отмена частной собственности привела к уничтожению материальной основы института семьи".  

Матриархат на дальних островах Тихого океана.

30 июня 2022 года в журнале Science была опубликована статья Ancient DNA reveals five streams of migration into Micronesia and matrilocality in early Pacific seafarers об исследовании заселения островов Микронезии.

Международная команда учёных проанализировала ДНК из останков 164 человек возрастом от 2800 до 500 лет. Исследование было сосредоточено на Микронезии, мелких островах на северо-западе Океании. Также были проанализированы геномы 112 современных микронезийцев. Около 3000 лет назад люди плыли к восходу солнца, к участку нашей планеты, не населённому людьми: отдалённым островам Тихого океана. К 1200 году процветающие общества были уже от Марианских островов до Рапа-Нуи, на расстоянии более 12 000 километров друг от друга. Но как происходило заселение этих островов, долго оставалось неизвестным.

Новое исследование показало, что Микронезия была заселена с островов Юго-Восточной Азии, а позднее — с Новой Гвинеи и Новой Британии. Другие мигранты, вероятно, пришли с востока, из Полинезии. От древних до современных образцов митохондриальная ДНК, передающаяся только по женской линии, остаётся неизменной, тогда как образцы мужской родословной со временем меняются. Видимо, общества были матрилокальными: как только остров был первоначально заселён, женщины оставались, сохраняя материнскую линию из поколения в поколение, а мужчины уезжали, чтобы создать семьи в новых землях. Тихоокеанские общества остаются матрилокальными и в наше время. Источник.

Источник картинки.

«Кибервдовы».

«Кибервдовы». Так сегодня называют женщин, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве. 

Ну, я думаю, "кибервдовы" появляются из-за того, что сексуальное общение с одним и тем же лицом со временем "приедается". 

Так называемый "медовый месяц" весьма удачно определяет "звёздный миг" (к сожалению, чаще всего это именно "миг") в развитии половой любви. В это время влюблённые никак не могут насытиться друг другом, выразить в достаточной мере взаимное обожание, степеней сравнения не хватает, чтобы охарактеризовать неповторимые качества и прелести влюблённых. Это исключительное состояние, сопровождаемое огромным напряжением, постепенно и неизбежно приводит к психическому и физическому истощению влюблённых. Доступность и частота повторяющихся переживаний притупляют чувства, а чары "божественного" опьянения начинают незаметно увядать и исчезать. И если вначале была греза о вечной Любви, она всю оставшуюся жизнь томит чувством горького разочарования и сознанием роковой неудачи.

По словам В. Розанова, "любовь есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь - это всегда обмен, синтез двух душ и двух тел. Поэтому, когда нечему обмениваться, любовь погасает. И она всегда погасает по одной причине: исчерпанности материала для обмена, сытости взаимной, сходства-тождества когда-то любивших и разных".