Светлана Адоньева в статье "Материнский род у колыбели: матрилокальность в современной России" говорит, что "советский уклад, правовые нормы и идеология обеспечили сдвиг в социальной системе родства, в частности в нормах филиации: от патрилокальности к матрилокальности. Если до революции ребёнок приходил в род отца, то к 1970-м годам у его колыбели стоит род матери. Решение о появлении младенца в 1950-1980 годы советские молодые женщины принимали, опираясь на мнение своей семьи, и особенно - матери. Это происходило ещё и потому, что они расчитывали на поддержку матерей в заботе о ребёнке много больше, чем на поддержку отца ребёнка и его родительской семьи".
С. Адоньева объясняет переход от патриархата к матриархату в СССР тем, что советский мужчина был "пролетарием", то есть нищим и бесправным "винтиком" государственного механизма.
"Первыми декретами советской власти были декреты об отмене собственности и декреты о семье. Было провозглашено освобождение от патриархальности. "Первичными ячейками" нового общества были объявлены коллективы. Началось глобальное изменение социального порядка и в том числе порядка семьи. Во-первых, общество перестало быть патрилокальным по закону. Как было указано в декрете, "запись о рождении ребёнка составляется тем же отделом браков и рождений по месту пребывания матери". Во-вторых, инициатива брака, прежде исходившая от семьи жениха и определявшаяся интересами родительских семей и всего сообщества, теперь перемещалась в руки будущей жены. С того времени и до сегодняшнего дня брак считается совершаемым в интересах женщины и её детей (см. статью 38 современной Конституции России). В-третьих, советская власть объявила брачный выбор свободным от родительской воли, тем самым отменялся воспроизводимый посредством брака порядок подчинения младших старшим и основанный на нём порядок наследования. Отмена частной собственности привела к уничтожению материальной основы института семьи".
Далее С. Адоньева пишет о "неприкаянном" положении "лимиты" в советских крупных городах.
"Среди мигрантов доминировала молодёжь... Заметное место в 40-е и начале 50-х годов принадлежало девушкам и женщинам, нанимавшимся домработницами. В те годы это был один из возможных каналов бегства из колхозов, своеобразное промежуточное звено между колхозом и предприятием. Таким образом город заполнялся молодыми людьми, оторванными от своих старших. Те, кто учился или работал на государственных предприятиях, жили в общежитиях. Те, кто приезжал работать няньками и домработницами, жили у своих нанимателей... Отношение числа беременностей к числу рождённых детей (данные 1964 года - только пятая часть женщин сохранила беременность), позволяет представить жизнь женщин, которые приехали в города, покинув свои родительские деревенские семьи".
"Молодые женщины в послевоенное время уезжают в город, так как там есть жизненные перспективы. Выбирают городских парней, так как брак с ними открывает перспективы. Но такой отъезд делает женщин уязвимыми...
В 1965 году на экраны страны выходит фильм "Женщины" (режиссёр Павел Любимов по одноимённому рассказу Ирины Велембовской, который был опубликован в 1963 году в журнале "Знамя"). В центре событий фильма - жизненный путь трёх женщин разных поколений. Тема одинокого материнства так или иначе касается всех трёх героинь. Старшая, Екатерина Тимофеевна Беднова, растит сына одна: из первых кадров (проводы на фронт) мы понимаем, что она овдовела во время войны. Вторая - Дуся Кузина - приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, работает нянькой, случайно знакомится с Екатериной Тимофеевной, которая селит её у себя и помогает устроиться работать на фабрику. Через некоторое время Евдокия начинает встречаться с рабочим Юрием. Их отношения заканчиваются беременностью. Дуся делает аборт. Об этом зритель узнаёт из эпизода в больничной палате. Её навещает Екатерина Тимофеевна. Слово аборт не произносит ни та, ни другая, пользуются эвфемизмами. "Да разве так можно? Если любишь его, так родила бы..." - укоряет Евдокию Екатерина Тимофеевна. Евдокия говорит о том, что детей у неё уже не будет. Третья героиня - девушка Аля (Алевтина) Ягодкина из Дусиной деревни. Она хочет уехать с Виктором - городским парнем, приехавшим в деревню в командировку. Мать уговаривает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается, но появляется только через два месяца. Алевтина прогоняет его и признаётся матери в том, что беременна".
«В дороге», Гелий Михайлович Коржев |
Кстати, эта "зацикленность" советских девушек на городских "удобствах" мне хорошо известна. Я, будучи молодым деревенским парнем, чувствовал себя "второсортным" мужчиной. Очень трудно было найти девушку, которая согласилась бы жить в деревне. А если б я жил в Москве, да имел там однокомнатную "конуру", девок менял бы как перчатки.
С. Адоньева заключает:
"Борьба с патриархальностью двадцатых годов привела к ликвидации власти отцов в тридцатые. А также, в значительной мере, - к физической ликвидации мужчин этого поколения. Их место в тридцатые и сороковые годы заняли старшие женщины... За материнским родом советских женщин 1970-х и позже стоял опыт их матерей: взыскивание алиментов с отцов, сиротство и раннее вдовство, расчёт на государство и помощь родительской семьи. Матрилокальность и патронаж матерей матерей (бабушек по материнской линии) - данность уклада современной России".
Комментариев нет:
Отправить комментарий