09 января 2022

О морали родового общества.

В статье "Тайна ритуала скифов: недавнее открытие воронежских археологов" написано:

"В 2015-2016 гг. археологи обнаружили у села Казачье на Дону недалеко от Липецка древнее поселение со следами скифской культуры. [Там археологи] нашли колодец, которым жители пользовались в 8-7 вв. до нашей эры. Недавно в нём обнаружили останки трёх мужчин. Всем мужчинам более 50 лет, на теле двоих - следы заживших при жизни травм позвоночника и костей - скоре всего, они были старыми воинами. Их возраст необычен для скифов, мужчины этого народа редко доживали до 28-30 лет, и по их понятиям умершие были древними стариками". 

Если мужчины скифов редко доживали до 28-30 лет, то, значит, как правило, они умирали в возрасте 25 лет или раньше. 

Выходит так, если послушать автора сей статьи. 

А почему они умирали так рано? 

— Козе понятно: они же - дикари!

Так, наверно, ответил бы автор. 

В современной цивилизованной России у мужчин ожидаемая продолжительность жизни - 65,4 года (Источник), - ну не может же быть, чтоб и скифы жили столько же! 

Я, конечно, не могу сказать, какова была средняя продолжительность жизни скифских мужчин, но 25 лет - это, по-моему, явный "перебор". 

Общество, в котором мужчины редко доживают до 28-30 лет, представляется неким "гадюшником", клубком змей, которые кусают и жалят друг друга. Типа, вышел из дома на двор по нужде, и не вернулся, - только рука торчит из нужника. 


Мысли, навеянные полотном художника.

Гуго Мерле. "Сумасшедшая из Этреты". 1871 год.


Полотно французского художника изображает босоногую неопрятную женскую фигуру у колодца, сжимающую бревно как младенца. 

Может ребёнок утонул в колодце, а его мать сошла с ума от горя? Как бы там ни было, но эта картина относится к числу "душераздирающих". И здесь с предельной откровенностью показано, что, вообще говоря, жизнь — это боль. Мёртвые не болеют; а живых невыносимая боль иногда сводит с ума.

И, наверно, стремление к обогащению есть бессознательное бегство от боли. "Маммона,  спаси и сохрани от страданий", - такова "молитва" всех богатеев. Большие деньги действительно способны сделать жизнь комфортной; по нынешним временам, можно даже никуда не выходить из собственного дома, - всё привезут и доставят. 



Источник: https://womanadvice.ru/bog-bogatstva-u-grekov

Грифоны у скифов и древних славян.

Во время летних полевых работ 2021 года Донской археологической экспедицией ИА РАН была обнаружена могила, указывающая на пребывание скифов на среднем Дону. В кургане Девица V, Воронежской области археологами было найдено захоронение, которое явно имело отношение к скифскому периоду (IV во. до н.э.). Главной находкой экспедиции оказалась серебряная накладка длиной 34,7 см, шириной в средней части 7,5см с изображением скифских богов.


По мнению исследователей в центре композиции изображена крылатая фигура Владычицы зверей и покровительницы человеческого и животного плодородия – богини, известной в литературе как Аргимпаса, Кибела, Великая богиня и т.д. Верхняя часть её тела обнажена. На голове – убор типа короны с рогами, с двух сторон её окружают фигуры крылатых орлиноголовых грифонов (Источник). 

Грифоны хорошо нам известны по крито-минойской культуре. Мы видим их там, где присутствует Богиня; или они указывают на предполагаемое присутствие Богини, если она не изображена. 

Detail of the griffin fresco from the throne room, palace of Knossos, Crete, 1700-1450 bce

Грифоны в т. наз. "тронном зале" кносского дворцово-храмового комплекса

Грифон рядом с Богиней на изображении крито-минойской культуры

Материнское право как составная часть ius naturale.

онятие права нисколько не ограничивается жизнью человека, но распространяется и на всё творение. Весь мир подвластен одному и тому же закону материи. Общность права объединяет людей и животных, покоясь на их естественном родстве. Постулировавшееся ещё Пифагором и Эмпедоклом непрестанное переселение душ из одного организма в другой свидетельствует о том, какое единство усматривали в те времена во всём одушевлённом творении и сколь естественной должна была представляться общность единого великого физического природного закона. Лучше всего об этом пишет Плутарх во втором трактате «О мясоедении», где основные положения обоих названных философов представлены как продолжение древнейших греческих воззрений. Всё это нельзя представлять себе как пустую абстракцию. Древнее ius naturale — в отличие от того явления, которое в наше время известно под тем же именем — не является бессодержательной философской спекуляцией. Это историческая реалия, ступень в развитии культуры — более древняя, чем сугубо государственно-оформленное право; это выражение самой изначальной религиозной идеи, памятник пережитого человечеством опыта, явление столь же историческое, как и материнское право, которое само составляет одну из его частей", - говорит И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 175).

Это к вопросу о примордиальной, первоначальной, или, как её ещё называют, изначальной Традиции (с большой буквы). Как говорит И. Бахофен, ius naturale — это "выражение самой изначальной религиозной идеи". А материнское право является первым "оформлением" этой идеи.