09 января 2022

О морали родового общества.

В статье "Тайна ритуала скифов: недавнее открытие воронежских археологов" написано:

"В 2015-2016 гг. археологи обнаружили у села Казачье на Дону недалеко от Липецка древнее поселение со следами скифской культуры. [Там археологи] нашли колодец, которым жители пользовались в 8-7 вв. до нашей эры. Недавно в нём обнаружили останки трёх мужчин. Всем мужчинам более 50 лет, на теле двоих - следы заживших при жизни травм позвоночника и костей - скоре всего, они были старыми воинами. Их возраст необычен для скифов, мужчины этого народа редко доживали до 28-30 лет, и по их понятиям умершие были древними стариками". 

Если мужчины скифов редко доживали до 28-30 лет, то, значит, как правило, они умирали в возрасте 25 лет или раньше. 

Выходит так, если послушать автора сей статьи. 

А почему они умирали так рано? 

— Козе понятно: они же - дикари!

Так, наверно, ответил бы автор. 

В современной цивилизованной России у мужчин ожидаемая продолжительность жизни - 65,4 года (Источник), - ну не может же быть, чтоб и скифы жили столько же! 

Я, конечно, не могу сказать, какова была средняя продолжительность жизни скифских мужчин, но 25 лет - это, по-моему, явный "перебор". 

Общество, в котором мужчины редко доживают до 28-30 лет, представляется неким "гадюшником", клубком змей, которые кусают и жалят друг друга. Типа, вышел из дома на двор по нужде, и не вернулся, - только рука торчит из нужника. 


Патриархальное скифское общество было далеко не идеальным, но, наверно, и там были какие-то свои представления о морали. Естественно, и древние славяне знали, "что такое хорошо и что такое плохо", несмотря на то, что в интервью телеканалу Россия в сентябре 2010 года Патриарх Кирилл назвал древних славян "почти зверями" (Источник).

О. Ю Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине" (М., "Наука", 1987, с. 33) пишет: 

"Герой одного из мифов Юго-Восточной Австралии решает порвать всякие отношения со своими родственниками и навсегда покинуть землю своего племени, нарушив тем самым "закон Байаме", только потому, что, когда он вернулся с охоты голодным, никто не дал ему еды. В одном из мифов мункан родственники отказываются защитить человека и позволяют у себя на глазах убить его только потому, что перед этим он скрыл от них источник воды, когда всем им хотелось пить. При этом среди тех, кто не дал пищи (в первом случае), и тех, кому не дали воды (во втором), перечисляются самые близкие люди: мать, братья матери, тёща и т. д. В мифологических ситуациях в данном случае отразились глубоко укоренившиеся в сознании аборигенов моральные понятия. Среди норм взаимопомощи главной является обязанность делиться пищей. Право человека получить еду у родственников, которые ею располагают, воспринимается как основа родственной связи, а нарушение этого права - как причина для разрыва.

Чтобы считаться "настоящим" родственником, одного лишь кровного родства далеко не достаточно. Родственное отношение родных, по выражению Берндтов, нужно постоянно "зарабатывать": близкие родственники в праве требовать друг от друга горазд большего, чем от остальных членов коллектива. Аборигену, который не следует установленным правилам во взаимоотношениях с близкими родственниками, могут сказать: "Ты поступаешь так, будто мы тебе не родные. Хорошо! Мы тоже не будем относиться к тебе, как к родному. Ты больше нам не родня!" Назвать аборигена "безродным" - значит оскорбить его самым тяжким образом. Хауит пишет, что курнаи, услышавший в свой адрес слова "Баийа гуунг" (у тебя нет родни), немедленно хватается за оружие [1].

По-видимому, в представении аборигенов человек, у которого нет "собственных" родственников, - это человек антисоциального поведения, пренебрегающий родственным долгом. Тот, кто ведёт себя правильно, не может лишиться всех родных, убеждены они". 

Конечно, нельзя полностью экстраполировать эту родовую, коллективистскую мораль австралийских аборигенов на общества скифов или древних славян, но, всё же, следует иметь в виду, что никакого "зверства", взаимного истребления, в архаических обществах нет. Как нет его, например, в пчелином улье или муравейнике. 

Наверно, имелись какие-то элементы родовой морали не только у австралийских аборигенов, но и у скифов, и у древних славян. И эта мораль, как соль, препятствовала разложению общества и появлению междоусобиц.

------------------------------------------------------

[1] Мне кажется, что "Баийа гуунг" имеет такие эквиваленты в русском языке, как "выродок" и "изверг" [рода человеческого].      

Комментариев нет:

Отправить комментарий