К. Маннермаа, А.В. Пантелеев и М.В. Саблин в совместной статье "ПТИЦЫ В МЕЗОЛИТИЧЕСКИХ И НЕОЛИТИЧЕСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. Что говорят эти находки о людях и среде их обитания?" анализируют кости птиц из позднемезолитического (7300–7700 лет назад) погребения на Южном Оленьем острове (Онежское озеро).
Сначала они вспоминают про знаменитую и часто цитируемую археологическую находку — могильник позднего мезолита Vedbǽk Bǿgebakken в Дании, в котором захоронены молодая женщину и новорожденный ребёнок, уложенный на крыле лебедя-кликуна.
Лебедь-кликун, - говорят авторы, -
занимает особое место в древнейшей истории Онежского озера, что
подчёркивается наличием неолитических наскальных рисунков лебедя в этом
регионе; большая часть изображений посвящена именно ему и другим
водоплавающим птицам в различных композициях. На важность лебедей и
журавлей указывают также данные с древних поселений Финляндии; лебедей
напоминают большинство изображений птиц на неолитической керамике из
Финляндии и Западной России. Малочисленность остатков этого вида в
остеологических коллекциях с памятников мезолита, неолита и раннего
железа данного региона может быть объяснена неким запретом-табу на
добычу лебедя, сохранявшимся на протяжении практически всего голоцена.
Однако в остеологических материалах из захоронений Южного Оленьего острова доминируют кости хищных птиц. Это нетипично для других подобных кладбищ каменного века Северной Европы. Наиболее обычным видом в погребальных материалах оказалась скопа. Скопа питается исключительно озёрной рыбой.
После медитации над образом этой скопы в моём сознании возникли две культурологические параллели. Во-первых, скопа напоминает грифа-стервятника, изображения которого были обнаружены в Чатал-Хююке. Там грифы переносят души умерших людей в Царство Небесное.