Самоназвание ирокезов — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni), что в переводе означает «люди длинного дома».
"Длинный дом" ирокезов. Реконструкция. |
Такими "длинными домами" (овачира) ирокезы пользовались по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Жилище изготавливалось из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. В среднем типичный длинный дом имел размеры около 24,4 на 5,5 на 5,5 м и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых состояли в матрилинейном родстве. У этого народа существовала матрилинейная система родства, при которой собственность и наследование передавались по материнской линии. Дети рождались и оставались в клане матери.
Артур Райт, бывший в течение многих лет миссионером у сенека, писал Льюису Г. Моргану в 1873 году о царящих в "длинных домах" порядках: "Что касается семейного строя в то время, когда они ещё жили в древних длинных домах, то надо думать, что какой-либо один клан преобладал, однако женщины брали себе мужей uз других кланов; изредка, и это было новшеством, некоторые из сыновей приводили в дом молодых жён до тех пор, пока они не набирались храбрости, чтоб покинуть своих матерей. Обыкновенно управляли домом женщины и при этом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который пренебрегал своей обязанностью участвовать в добыче средств существования. Сколько бы он ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть своё одеяло и убираться, и ему не поздоровилось бы, если б он вздумал не послушаться. Ему стало бы слишком жарко в зтом доме; и если только какая-нибудь тётка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой клан или же, что часто случалось, уйти и вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах, как и повсюду. Они не задумывались, когда зтого требовали обстоятельства, по их техническому выражению, „сбить рога" с головы вождя и сделать его опять простым воином. Точно так же назначение вождя находилось всегда в их руках. Эти показания иллюстрируют ту гинекократию, о которой говорит Бахофен в „Das Mutterrecht"."
Интересно, что носители культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК) в Старой Европе жили в точно таких же "длинных домах". Если верно то, что "бытие определяет сознание", то в их обществе должны были царить такие же порядки.
Также надо отметить, что женщины ирокезов в основном занимались сельским хозяйством, собирая «трёх сестёр»: кукурузу, бобы и тыкву. На момент первых контактов с европейцам женщины ирокезских племен производили около 65 % товаров, поэтому голод у них был крайне редким явлением (Источник). Здесь можно усмотреть одну из причин ирокезского "матриархата": женщины сами обеспечивали себя товарами и были самодостаточными. А самодостаточные женщины — это женщины с чувством собственного достоинства. К тому же, они были постоянно объединены в сельскохозяйственные артели, где один за всех, и все за одного. Так что они, совместными усилиями, могли запросто не только "отфутболить" дармоеда, но и "сбить рога" с головы вождя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий