05 ноября 2023

О порядках в "длинном доме" ирокезов.

Самоназвание ирокезов — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni), что в переводе означает «люди длинного дома». 

"Длинный дом" ирокезов. Реконструкция.

Такими "длинными домами" (овачира) ирокезы пользовались  по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Жилище изготавливалось из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. В среднем типичный длинный дом имел размеры около 24,4 на 5,5 на 5,5 м и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых состояли в матрилинейном родстве. У этого народа существовала матрилинейная система родства, при которой собственность и наследование передавались по материнской линии. Дети рождались и оставались в клане матери.

Реконструкция "длинного дома" на выставке в Бонне, посвящённой ирокезам. На переднем плане: кладовая, затем в центре дома очаги, в стороны от очагов - спальные места. Второй этаж - под запасы. Слева: лестница-ствол дерева на второй этаж.

Артур Райт, бывший в течение многих лет миссионером у сенека, писал Льюису Г. Моргану в 1873 году о царящих в "длинных домах" порядках: "Что касается семейного строя в то время, когда они ещё жили в древних длинных домах, то надо думать, что какой-либо один клан преобладал, однако женщины брали себе мужей uз других кланов; изредка, и это было новшеством, некоторые из сыновей приводили в дом молодых жён до тех пор, пока они не набирались храбрости, чтоб покинуть своих матерей. Обыкновенно управляли домом женщины и при этом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который пренебрегал своей обязанностью участвовать в добыче средств существования. Сколько бы он ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть своё одеяло и убираться, и ему не поздоровилось бы, если б он вздумал не послушаться. Ему стало бы слишком жарко в зтом доме; и если только какая-нибудь тётка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой клан или же, что часто случалось, уйти и вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах, как и повсюду. Они не задумывались, когда зтого требовали обстоятельства, по их техническому выражению, „сбить рога" с головы вождя и сделать его опять простым воином. Точно так же назначение вождя находилось всегда в их руках. Эти показания иллюстрируют ту гинекократию, о которой говорит Бахофен в „Das Mutterrecht"."

Интересно, что носители культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК) в Старой Европе жили в точно таких же "длинных домах". Если верно то, что "бытие определяет сознание", то в их обществе должны были царить такие же порядки. 

Также надо отметить, что женщины ирокезов в основном занимались сельским хозяйством, собирая «трёх сестёр»: кукурузу, бобы и тыкву. На момент первых контактов с европейцам женщины ирокезских племен производили около 65 % товаров, поэтому голод у них был крайне редким явлением (Источник). Здесь можно усмотреть одну из причин ирокезского "матриархата": женщины сами обеспечивали себя товарами и были самодостаточными. А самодостаточные женщины — это женщины с чувством собственного достоинства. К тому же, они были постоянно объединены в сельскохозяйственные артели, где один за всех, и все за одного. Так что они, совместными усилиями, могли запросто не только "отфутболить" дармоеда, но и "сбить рога" с головы вождя. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий