13 марта 2023

Реабилитация сарматов?

С. В. Полин в своей монографии "От Скифии к Сарматии" (Киев, 1992) производит ревизию сложившихся у историков представлений об агрессивном вторжении сарматов в причерноморские степи и говорит, что сарматы тут вообще "не при делах", что скифы "самоликвидировались" как "бесы" из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".  

"Судя по археологическим данным, - говорит С. В. Полин, - в начале III в.до н.е. степи Северного Причерноморья, ранее достаточно плотно заселённые, опустели. Прекратили функционирование степные могильники. В это время у скифов вообще прекратилась традиция сооружения курганов. Население, резко сократившееся по численности, сосредоточилось у речных долин Нижнего Дона, Днепра, предгорного Крыма и Нижнего Дуная. В III-II вв. значительно сокращается число поселений, возникших в IV в.до н.е. Эта тенденция прослеживается по всему Северному Причерноморью. К III-II вв. до н.э. в степном Северном Причерноморье по сравнению с V-IV вв. до н.в. (2076 погребений по данным на 1980 г.) исследователи относят поразительно малое количество погребений. В Крыму оседание скифского населения, возникновение поселений, прослеживаемое в восточной части с конца V в.до н.э., также прерывается в начале III в. до н.э. - начало II вв. до н.э. очень слабо отражены в материалах позднескифских городищ Крыма. В итоге поиска скифских памятников III - начала II вв. до н.э. в степном Северном Причерноморье приходится констатировать их отсутствие. Сходная ситуация прослеживается и в Причерноморской леcостепи. В начале III в. до н.э. прекращается жизнь на городищах и поселениях Днепровского Право- и Левобережья, Среднего Подонья. 

Однако продвижение сарматов на восток через Дон ранее середины II в. до н.э. не фиксируется.

Во второй половине III в.до н.э. в Нижнем Подонье существовал только Танаис. В городе практически не обнаружено следов застройки III в. до н.э.  В Среднем Подонье в начале III в. до н.э. также отмечено прекращение существования городищ и могильников населения скифского времени. Но древнейшие сарматские погребения этой территории датируются II-I вв.до н.э.  Таким образом, археологические памятники Подонья, как Нижнего, так и Среднего, свидетельствуют о появлении сарматов в этом регионе не ранее середины II в.до н.э. и следовательно, об их непричастности к событиям в Северном Причерноморье в III -начале II вв.до н.э.

К моменту переселения сарматов в Северное Причерноморье около середины II в.до н.э. скифы давно покинули степные территории и сосредоточились в Малых Скифиях на Нижнем Дунае, в Крыму и на Нижнем Днепре, превратившись из кочевых скотоводов в осёдлых земледельцев. Фактически сарматы занимали свободные степные пространства, далеко обходя территории, заселённые скифами". 

Они сражались за «Пять добродетелей».

В середине XX века во Вьетнаме существовала чрезвычайно интересная буддистская секта хоахао (полное название — Буддизм из деревни Хоахао).

Основатель секты — Хюинь Фу Шо, по прозвищу «Безумный Будда». Считается, что он предсказал начало Второй мировой войны, победу Германии над Францией и японское вторжение в Индокитай (и якобы даже будущую войну с США). Доподлинно установлено лишь то, что летом 1940 года он действительно массово распространял информацию о скором вторжении японцев, что заставило многих его последователей-крестьян бросить родные деревни и бежать в горы.

В юности Хюинь Фу Шо тяжело болел, поэтому среднюю школу смог закончить только благодаря взяткам, которые давал учителям отец. После окончания школы его отец послал его в ученики к буддийскому отшельнику, имевшему репутацию мистика и целителя. Пробыв несколько лет в учениках, Хюинь Фу Шо вернулся домой в мае 1939 года, полностью излечившись от болезни, что, как он говорил, стало результатом его просветления. Вернувшись в деревню, он стал проповедовать, причём проповеди велись не в храмах, а в школах.

Его проповеди были рассчитаны в первую очередь на бедных крестьян, которых привлекали высказываемые им идеи об отмене сложных и дорогостоящих церемоний и ритуалов, отказе от строительства храмов; Хюинь Фу Шо учил, что «личного спасения» (избавления от сансары — череды перерождений) можно добиться путём аскетизма, «домашнего» поклонения богам и простоты духовной жизни. Он получил известность своими путешествиями по Вьетнаму и проповедями прямо на улицах и площадях городов, собиравшими множество слушателей, и тем, что предлагал людям бесплатно лечить их травами и иглоукалыванием.

Особенности учения  — простота, якобы большее соответствие истинным проповедям Шакьямуни, чем в ортодоксальном буддизме. В качестве моральных стандартов признаются писания «Три устоя», «Пять добродетелей». Влияние амидаизма выражено в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Предписания — запрещение алкоголя, опиума, торговли ими, азартных игр, плача на похоронах, платы злом за зло. Но не возбраняется посещение ортодоксальных пагод, уважение к ортодоксальным ритуалам, терпимость к другим религиям. Хоахао не используют жертвоприношения, в качестве приношений Будде допустимы лишь холодная вода, цветы и благовония. Культовая практика секты заключается в чтении молитв дважды в день - утром и вечером. Молитвы обращены к Амитабхе, Шакьямуни и бодхисаттве Гуаньинь, бодхисаттве, выступающем преимущественно в женском обличье, спасающей людей от всевозможных бедствий; подательнице детей, родовспомогательнице, покровительнице женской половины дома. 

Статуя Гуаньинь (Наньшань)

Немного о сарматах.

К. Ф. Смирнов не раз отмечал, что сарматы были тесно связаны с сако-массагетским миром. Стало быть, сарматы жили рядом с массагетами, в степях восточнее реки Урал.


"Движение ираноязычных племён сарматов к западу началось в IV в. до. н. э. и за Днепр они прорвались не позже III в. до н. э. 


Но массовое продвижение сарматских группировок к западу происходило в середине I в. н. э., когда их памятники появились на правых притоках Днепра, Роси, Росаве, Тясмине, возросло их число на территории Молдавии и в степях под Одессой, в западном Крыму, возникли сарматские поселения и в Верхнем Поднестровье. Появление сарматов в Среднем Поднепровье привело к исчезновению памятников зарубинецкой культуры, местное население, по-видимому, уходит отсюда и следы взаимодействия зарубинцев с пришельцами почти отсутствуют. Лишь на пространстве между Днепром и Доном в I-III вв. н. э. наблюдаются связи сарматов с местным населением, объединённым в одну из групп позднезарубинецкой культуры. В степях скифское господство сменяется сарматским. Волны сарматских переселений доходили до Дуная, и ещё в I в. до н. э. языги заселили земли между Дунаем и Тисой, где они столкнулись с Римом. Во II в. н. э. ощущалось давление сарматских племён на Боспорское царство, а затем они участвовали вместе с готами в разгроме городов Северного Причерноморья и Крыма. Сильное влияние сарматов ощущается в культуре позднескифских городов Нижнего Днепра и Крыма. После гуннского нашествия в конце IV в. часть сарматов-аланов была истреблена, часть влилась в гуннские орды и прошла с ними далеко на запад, часть вошла в состав соседних осёдлых народов. По мнению В.В. Седова, скифо-сарматское ираноязычное население вошло в состав Черняховских племён в качестве одного из основных этнических компонентов" (И. П. Русанова).