13 марта 2023

Немного о сарматах.

К. Ф. Смирнов не раз отмечал, что сарматы были тесно связаны с сако-массагетским миром. Стало быть, сарматы жили рядом с массагетами, в степях восточнее реки Урал.


"Движение ираноязычных племён сарматов к западу началось в IV в. до. н. э. и за Днепр они прорвались не позже III в. до н. э. 


Но массовое продвижение сарматских группировок к западу происходило в середине I в. н. э., когда их памятники появились на правых притоках Днепра, Роси, Росаве, Тясмине, возросло их число на территории Молдавии и в степях под Одессой, в западном Крыму, возникли сарматские поселения и в Верхнем Поднестровье. Появление сарматов в Среднем Поднепровье привело к исчезновению памятников зарубинецкой культуры, местное население, по-видимому, уходит отсюда и следы взаимодействия зарубинцев с пришельцами почти отсутствуют. Лишь на пространстве между Днепром и Доном в I-III вв. н. э. наблюдаются связи сарматов с местным населением, объединённым в одну из групп позднезарубинецкой культуры. В степях скифское господство сменяется сарматским. Волны сарматских переселений доходили до Дуная, и ещё в I в. до н. э. языги заселили земли между Дунаем и Тисой, где они столкнулись с Римом. Во II в. н. э. ощущалось давление сарматских племён на Боспорское царство, а затем они участвовали вместе с готами в разгроме городов Северного Причерноморья и Крыма. Сильное влияние сарматов ощущается в культуре позднескифских городов Нижнего Днепра и Крыма. После гуннского нашествия в конце IV в. часть сарматов-аланов была истреблена, часть влилась в гуннские орды и прошла с ними далеко на запад, часть вошла в состав соседних осёдлых народов. По мнению В.В. Седова, скифо-сарматское ираноязычное население вошло в состав Черняховских племён в качестве одного из основных этнических компонентов" (И. П. Русанова).

Несмотря на то, что в сарматских погребениях находят "амазонок", общество сарматов было ордынского типа, малокультурным и высокомилитаризированным, никаким матриархатом там и не пахло. У них там был распространён культ оружия - "они по варварскому обычаю втыкают в землю обнажённый меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу - покровителю стран, по которым они кочуют" [Аммиан Марцеллин, 31,2, 23], как это делали и скифы. Интересно, что и средневековые рыцари молились перед мечом, воткнув его острием в землю (Источник).


"
Особенно широко было распространено почитание огня во всех его проявлениях - в виде огня небесного, солнечного, жертвенного, домашнего, что нашло отражение в погребальном обряде - в редких трупосожжениях, кострах около могильных ям, в распространении переносных жертвенников и курильниц. О подобных верованиях массагетов есть прямые свидетельства: "Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей" [Геродот, I, 216], "богом они почитают одно только солнце, и ему приносят в жертву коней" [Страбон, IX, VIII, 6]. Поклонение солнцу и огню занимало центральное место в мировоззрении древних иранцев [Абаев, 1949, с. 72].

Почитание предков отражается в погребальных обрядах, в распространении родовых курганов, грунтовых могильников и, как всегда, на стадии разложения родоплеменного строя - в появлении богатых курганов военной знати и жриц. В курганах сооружались сложные погребальные камеры, иногда напоминающие жилища кочевников, погребения сопровождались обильным инвентарём".

Скифский курган в разрезе.

В общем, весь культ у сарматов крутился-вертелся вокруг их вождей: культ личности при жизни, и всевозможные почести после смерти. Причём, судя по всему, они постоянно соревновались друг с другом, кто сделает выше курган своему вождю, кто больше зарежет лошадей и слуг на его похоронах, кто дольше будет поддерживать огонь на его поминальных кострищах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий