В середине XX века во Вьетнаме существовала чрезвычайно интересная буддистская секта хоахао (полное название — Буддизм из деревни Хоахао).
Основатель секты — Хюинь Фу Шо, по прозвищу «Безумный Будда». Считается, что он предсказал начало Второй мировой войны, победу Германии над Францией и японское вторжение в Индокитай (и якобы даже будущую войну с США). Доподлинно установлено лишь то, что летом 1940 года он действительно массово распространял информацию о скором вторжении японцев, что заставило многих его последователей-крестьян бросить родные деревни и бежать в горы.
В юности Хюинь Фу Шо тяжело болел, поэтому среднюю школу смог закончить только благодаря взяткам, которые давал учителям отец. После окончания школы его отец послал его в ученики к буддийскому отшельнику, имевшему репутацию мистика и целителя. Пробыв несколько лет в учениках, Хюинь Фу Шо вернулся домой в мае 1939 года, полностью излечившись от болезни, что, как он говорил, стало результатом его просветления. Вернувшись в деревню, он стал проповедовать, причём проповеди велись не в храмах, а в школах.
Его проповеди были рассчитаны в первую очередь на бедных крестьян, которых привлекали высказываемые им идеи об отмене сложных и дорогостоящих церемоний и ритуалов, отказе от строительства храмов; Хюинь Фу Шо учил, что «личного спасения» (избавления от сансары — череды перерождений) можно добиться путём аскетизма, «домашнего» поклонения богам и простоты духовной жизни. Он получил известность своими путешествиями по Вьетнаму и проповедями прямо на улицах и площадях городов, собиравшими множество слушателей, и тем, что предлагал людям бесплатно лечить их травами и иглоукалыванием.
Особенности учения — простота, якобы большее соответствие истинным проповедям Шакьямуни, чем в ортодоксальном буддизме. В качестве моральных стандартов признаются писания «Три устоя», «Пять добродетелей». Влияние амидаизма выражено в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Предписания — запрещение алкоголя, опиума, торговли ими, азартных игр, плача на похоронах, платы злом за зло. Но не возбраняется посещение ортодоксальных пагод, уважение к ортодоксальным ритуалам, терпимость к другим религиям. Хоахао не используют жертвоприношения, в качестве приношений Будде допустимы лишь холодная вода, цветы и благовония. Культовая практика секты заключается в чтении молитв дважды в день - утром и вечером. Молитвы обращены к Амитабхе, Шакьямуни и бодхисаттве Гуаньинь, бодхисаттве, выступающем преимущественно в женском обличье, спасающей людей от всевозможных бедствий; подательнице детей, родовспомогательнице, покровительнице женской половины дома.
Статуя Гуаньинь (Наньшань) |
В 1940-х гг. учителя стали считать "живым Буддой", что способствовало быстрому росту членов секты. В августе 1940 года по приказу французского губернатора Хюинь Фу Шо был арестован и помещён в психиатрическую лечебницу в Сайгоне. Тем не менее ему удалось обратить своего лечащего врача-психиатра в свою веру, а в мае 1941 года консилиум психиатров признал его вменяемым. После освобождения французские власти выслали его на крайний юг Вьетнама, в городок Бакльеу, а многих видных сторонников хоахао заключили в концлагеря. Однако после этого Хюинь Фу Шо продолжил проповедовать, придав своим речам откровенно антифранцузский характер, что привлекало в Бакльеу толпы паломников. В 1942 году французские власти выслали его в Лаос, но фактическими хозяевами во всём Индокитае к этому времени уже давно были японцы, оккупировавшие его в сентябре 1940 года. Японские агенты похитили Хюинь Фу Шо по дороге в Лаос и поместили под домашний арест в Сайгоне, отказавшись, однако, выдать его требовавшим того французам.
Летом 1945 года, когда во Вьетнаме после поражения Японии возник вакуум власти, Хюинь Фу Шо был освобождён. Он превратил хоахао в движение в большей степени военно-политическое, нежели религиозное. Его сторонники обзавелись оружием и начали партизанскую борьбу против местных администраций, помещиков и возвращавшихся во Вьетнам французских колониальных войск, при этом вступив в конфликт с другими антифранцузскими силами, в том числе с Вьетминем и сторонниками религии каодай. К началу сентября 1945 года они взяли под свой контроль большую часть дельты Меконга, а 9 сентября армия из 15000 бойцов хоахао, вооружённых преимущественно холодным оружием, атаковала вьетминьский гарнизон в Кантхо, но понесла огромные потери из-за превосходства последних в вооружении.
В апреле 1947 года Нгуен Бинь, лидер южного крыла Вьетминя, направил Хюинь Фу Шо письмо с предложением провести мирные переговоры. Отправившись на них, Хюинь Фу Шо был пойман солдатами Вьетминя, устроившими для него ловушку. После проведения импровизированного суда он был казнён, а его тело разрезали на множество мелких кусков и разбросали, чтобы его могила не стала местом поклонения.После прихода к власти во Вьетнаме коммунистов руководство секты было подвергнуто репрессиям, деятельность учебных учреждений, принадлежащих секте, была запрещена.
Но самое поразительное во всей этой истории заключается в том, что солдатами армии секты хоахао были в основном "амазонки", причём среди них было немало девочек-подростков, судя по фотографиям. Армия нимфеток... Невольно вспоминаются детские крестовые походы XIII века.
LIFE editor Roy Rowan result |
July 1948 - Hoa Hao women's troops training for jungle war with sabers, in French Indo China. |
July 1948 - Hoa Hao women's troops practicing their techniques, in French Indo China. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий