25 августа 2025

Что такое сейд?

Дженни Блейн в своей монографии "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" пишет:

"Нынешний Allsherjargoði (верховный жрец) исландского Asatrú, Йормундур Инги, сказал мне, что женщины в Исландии сохранили некоторые из практик, связанных с сейдом, часто неосознанно, как повседневную деятельность, гендерную практику, просто то, что женщины делают в своей семье и на кухне.

Я помню, когда я был маленьким ребёнком и жил в деревне … женщины закрывались на кухне, чтобы делать какие-то вещи, о которых шептались, а мужчины просто держались подальше … а мы были просто маленькими детьми, мы иногда оставались там, они не обращали на нас внимание. Они выполняли какие-то маленькие фокусы, о которых мы не знали, что это магия, и, вероятно, они тоже не знали … по каким-то знакам или чему-то ещё, обычно они понимали, за кого им следует выйти замуж, как всё должно идти и так далее, они делали это постоянно.

Конечно, остаётся спорным вопрос, в какой степени эти действия считаются сейдом", - делает замечание Дженни Блейн.

Насколько я понимаю, сейдом может быть любой женский "кунстштюк". И любая женщина, в принципе, может сотворить какое-либо маленькое чудо. Для этого нужно уединиться и "поколдовать"; "если долго мучиться, что-нибудь получится...".

Útiseta ("сидение") и менструальное табу.

В монографии Дженни Блейн "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" имеется любопытная главка, которая называется "Под плащом" (с. 94 сл.).

Как гласит история, тысячу лет назад исландцы находились в затруднительном положении. Некоторые из них были приверженцами старой религии, Heiðni — язычества, в то время как другие приняли новую религию христианства, и было внешнее давление, включая экономические санкции и угрозы людям, которые были заложниками за границей, склоняющие людей к новой религии. Перед Скалой Закона шли дебаты и споры. В XII веке Ари Торгильссон записал «обращение» в «Книге исландцев».

"… христиане и язычники заявили, что не будут жить по законам друг друга, и тогда <...> Торгейр лёг и завернулся в плащ, и пролежал весь день и всю ночь, не говоря ни слова. На следующее утро он сел и позвал людей к Скале Закона. Он обратился к ним, когда люди пришли, сказав, что это кажется ему безвыходным состоянием, что народ и земля не будут подчиняться одному закону; и он рассказал людям о многих вещах, которые они не должны допустить, и сказал, что такие волнения должны произойти, какие следовало ожидать, что между людьми возникнут такие сражения, что земля будет опустошена… ".

Его мудрое решение заключалось в том, чтобы люди и земля официально стали христианскими, но при этом должны быть сохранены некоторые языческие нормы права и чтобы религии людей, исповедуемые в их собственных домах, были их личным делом.

Торгейр говорил авторитетно и уверенно, и его метод «завернуться в плащ» считался действенным средством поиска знаний: и когда он появился, он говорил так, как будто он видел возможные варианты будущего. Кажется, что он принял форму útiseta — «сидеть в поисках мудрости».