В монографии Дженни Блейн "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" имеется любопытная главка, которая называется "Под плащом" (с. 94 сл.).
Как гласит история, тысячу лет назад исландцы находились в затруднительном положении. Некоторые из них были приверженцами старой религии, Heiðni — язычества, в то время как другие приняли новую религию христианства, и было внешнее давление, включая экономические санкции и угрозы людям, которые были заложниками за границей, склоняющие людей к новой религии. Перед Скалой Закона шли дебаты и споры. В XII веке Ари Торгильссон записал «обращение» в «Книге исландцев».
"… христиане и язычники заявили, что не будут жить по законам друг друга, и тогда <...> Торгейр лёг и завернулся в плащ, и пролежал весь день и всю ночь, не говоря ни слова. На следующее утро он сел и позвал людей к Скале Закона. Он обратился к ним, когда люди пришли, сказав, что это кажется ему безвыходным состоянием, что народ и земля не будут подчиняться одному закону; и он рассказал людям о многих вещах, которые они не должны допустить, и сказал, что такие волнения должны произойти, какие следовало ожидать, что между людьми возникнут такие сражения, что земля будет опустошена… ".
Его мудрое решение заключалось в том, чтобы люди и земля официально стали христианскими, но при этом должны быть сохранены некоторые языческие нормы права и чтобы религии людей, исповедуемые в их собственных домах, были их личным делом.
Торгейр говорил авторитетно и уверенно, и его метод «завернуться в плащ» считался действенным средством поиска знаний: и когда он появился, он говорил так, как будто он видел возможные варианты будущего. Кажется, что он принял форму útiseta — «сидеть в поисках мудрости».
Адальстейнссон приводит аналогичные описания из Ирландии и Шотландии провидцев, которые лежали, завёрнутые в шкуру быка, ради знаний. Сидение обычно предполагало сидение на могиле или на перекрёстке, заворачивание в плащ можно было делать, где бы вы ни находились, но и то, и другое предполагало дистанцирование от других членов сообщества людей. Того, кто сидел, нельзя было беспокоить, и в особенности не следовало упоминать их имена. Útiseta была запрещена в Исландии законами тринадцатого века, которые оставались в силе до девятнадцатого века: «…fordæduskap ok spáfarar allar ok útiseta at vekja tröll upp ok fremja heidni», «колдовство и спа (предсказание) и сидение, чтобы разбудить троллей и практиковать язычество», формулировка, которая ассоциировала утисету с получением знаний от других существ или духов (мы можем рассматривать термин «тролли» как унизительный во времена христианства). Ссылаясь на этот закон, Хаструп комментирует: «Актом сидения, который был метафорой выхода из обычного социального пространства, можно было призвать сверхъестественных существ».
Как замечательно это определение совпадает с древним менструальным табу! Которое именно обязывало женщин сидеть в изоляции от других членов сообщества.
![]() |
| Кажется, мальчики подглядывают за сидящей женщиной, не явился ли к ней «тролль» |
![]() |
| Собака равнодушна к происходящему. |


Комментариев нет:
Отправить комментарий