10 марта 2022

Кого хоронили в дольменах?

М. Б. Рысин в статье "КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА СТРОИТЕЛЕЙ ДОЛЬМЕНОВ НА КАВКАЗЕ" говорит, что "из известных сегодня около 3000 дольменов [на Кавказе] археологически изучено не более 6%, причём методика раскопок далека от совершенства".

Да, уж... В постсоветской России, от продажи энергоресурсов, бабла было просто немерено, а на науку вообще и на археологию в частности - кукиш с маслом. 

М. Б. Рысин утверждает, что "захоронения в дольменах были не единственными типами погребения у носителей КСД Западного Кавказа. К такому выводу можно прийти уже только потому, что в дольменах почти не встречаются детские погребения. Кроме погребений в дольменах встречаются захоронения в каменных ящиках; гробницах с ложным сводом, наземных либо углубленных в грунт (Красная Поляна), в грунтовых ямах. Вне дольменов встречаются как вторичные погребения, так и трупоположения (скорченные на боку, выпрямленные на спине). В самих дольменах, как правило, совершались вторичные погребения декарнированных костей. Кости складывались кучкой (в мешке), без анатомического порядка, часть костей посткраниального скелета отсутствует. Часто можно проследить тенденцию укладывать череп поверх длинных костей конечностей (видимо, такое расположение костей привело к распространённому заблуждению, что в дольменах погребены “сидячие” костяки). Обычно в дольмене погребены кости 4–6 покойников, иногда их число доходит до 30 (Эшери, дольмен № VII). Погребальный обряд КСД позволяет выделить следующие группы (взрослых) погребённых с различным прижизненным статусом: 1) безинвентарные погребения на площади возле дольменов; 2) погребения в дольменах без инвентаря; 3) погребения в дольменах, сопровождаемые амулетами-“украшениями” (височное кольцо, бусы, подвески), шилом; 4) погребения в дольменах с “украшениями” и статусным инвентарём (крюком, кинжалом, топором, теслом). Если судить только по редкости погребений с оружием, военная функция в обществе КСД была очень низкой".

Как признаётся М. Б. Рысин, "по данным археологических источников можно составить лишь самое общее представление о социальной организации племён КСД Западного Кавказа. Всё же, косвенные признаки позволяют предположить, что это было общество с оформившейся социальной элитой".

Ну, это всё вилами по воде писано. Если старейшина деревни - лицо выборное, то о какой элите может быть речь? Элиты образуются лишь с появлением тирании, или деспотии, когда правители, опираясь на армию, аппарат подавления и устрашения противников самодержавия, передают власть своим детям. Можем ли мы доказать наличие государственности у носителей КСД? Сомневаюсь я, однако...

Тут возникает прелюбопытнейший вопрос: если в культуре строителей дольменов существовали различные типы погребений, то кого же тогда хоронили в дольменах? Сказать, что там хоронили вождей, язык не поворачивается, так как уж слишком беден и скуден погребальный инвентарь для вождей. Я предполагаю, что там хоронили шаманов (или шаманок?). Это соответствует т. наз. "воздушным погребениям" у некоторых сибирских народов. 


В таких деревянных колодах раньше хоронили шаманов. 

Эгалитарное общество Закавказья ок. 4000 г. до н. э.

На основе материальных остатков VI–II тыс. до н. э., найденных на территории Закавказья, К. Х. Кушнарёва в статье "Ранние комплексные общества Южного Кавказа" пишет:

"Характерна скученность и хаотичность застройки, бедность и монотонность внутреннего убранства жилищ, отсутствие домов с более комфортным устройством, помещений особого назначения, а также незащищённость посёлков и др.; эти же черты свидетельствуют о имущественном равенстве членов общин.

Членов общин, помимо родства, объединяли коллективная собственность на землю и коллективный труд. Распределение продуктов питания, судя по хранилищам в каждом доме, было посемейным. О бедности и равенстве говорят также погребения. На могильнике Кюль-тепе, в частности, где было открыто 85 погребений, 54 (63,5%) оказались безинвентарными, что по принятой оценочной шкале квалифицируются как бедные.

Этнографические примеры показывают, что организаторами в подобных обществах были старейшины (или советы старейшин), т. е. уважаемые члены общины, имевшие высокий авторитет в коллективе. При отсутствии материальных привилегий они имели лишь особый социальный статус, считаясь первыми среди равных (primus inter pares). В древних сообществах прижизненный статус таких старейшин, среди которых могли быть и женщины, материализовался, в частности, положением в их могилы неких символов – булава, жезл, ожерелье, зеркало, пояс (Чатал-Гуюк и др.). В упомянутом могильнике Кюль-тепе только в двух (из 85) погребениях находились навершия булав и максимальное (до 4) количество сопровождающих атрибутов. Эти погребения, скорее всего, принадлежали старейшинам кюльтепинской общины".

Имея в виду поселения куро-аракской культуры, существовавшей в Закавказье около 4000 — 2200 гг. до н. э., К. Х. Кушнарёва сообщает:

"Основой социальной структуры общества являлась большесемейная община, что в археологическом выражении закрепилось прежде всего в создании многокомнатных домов, где в каждом помещении проживала малая семья. Многокомнатные дома этого времени известны на многих кавказских поселениях (Самшвилде, Амиранис-гора, Сигитма, Верхний Гуниб). В одном из горизонтов поселения Шенгавит, например, открыт комплекс из 12 прямоугольных комнат, в который встроено одно круглое помещение, трактуемое как святилище. Общая площадь помещений (155 м2) и внутреннего двора (55 м2) составляла 210 м2. Этот многокомнатный дом со святилищем был местом обитания большесемейной общины. Судя по количеству таких святилищ (13), открытых на 1/15 площади поселения, в том же горизонте размещалось всего около 200 многокомнатных домов".

Это напоминает и Чатал-Хююк, и крито-минойские города, и - отчасти - "длинные дома" носителей культуры линейно-ленточной керамики. Наверно, такие дома не были как солдатские казармы, без перегородок. Наверняка эти дома были "многоквартирными"; заниматься сексом на глазах у всей большой семьи крайне неудобно.

"Общины имели общее хозяйство – посевные поля, пастбища, охотничьи угодья, мастерские, хранилища, культовые центры. Труд был коллективным, распределение посемейным", - пишет далее К. Х. Кушнарёва.

 "Особое место на поселениях занимали общественные святилища – средоточие духовной жизни коллективов. Их характер определялся такими факторами как размер поселения, а следовательно, количество проживавших на нём людей, благосостоянием последних, а также ролью конкретного поселения в иерархической структуре округи. В крупных поселениях сооружались монументальные культовые комплексы, тогда как в сёлах устраивались небольшие молельни. На скромном же селище Квацхела здание святилища ничем не отличалось от обычных домов, на его особые функции указывали лишь атрибуты внутреннего убранства. По-видимому и в сельских святилищах отправление культа также совершали люди, наделенные жреческими функциями. Скорее всего такой жрицей была женщина, похороненная в особом убранстве в одной из могил кладбища Квацхелы: на её голове была медная диадема с изображением священных животных (олени, аист) и астральных символов. Одежду погребённой дополняли браслеты, кольца, височные подвески и пр. Это погребение резко выделялось на фоне скромных могил Квацхелы".

"Наряду с общинными святилищами в центре каждого дома находились культовые очаги – средоточие духовной жизни малых семей. Эти “рогатые” очаги были декорированы рогами быков и головами баранов". 

"Булавки" беденской культуры.

Беденская культура бронзового века в Закавказье (Восточная Грузия) датируется 26 – 22 веками до н. э. Очевидно, это была патриархальная культура, так как повсюду встречаются большие и малые курганные погребения. Но, вполне возможно, в ней сохранились многие элементы более древней матриархальной культуры. В частности, вот эти "булавки" с двуволютными головками.


Они, с одной стороны, напоминают крито-минойские лабрисы, а, с другой стороны, - по форме похожи на Ф-образных "богинь", о которых я говорил вчера в статье Ф-образные "богини".

Кстати, я обратил внимание на трипольские женские статуэтки. Статуэтками их можно назвать с большой натяжкой, так как все они - безногие.


Похоже на то, что эти статуэтки втыкали в землю, и так они держались в вертикальном положении. 

Может быть, и беденские "булавки" так же втыкали в землю? 

Ну, типа, мы сейчас ставим кресты на могилах, а они раньше втыкали в землю свои "булавки" (или "богини")... О символическом сходстве лабриса и креста я говорил уже неоднократно.