10 марта 2022

Кого хоронили в дольменах?

М. Б. Рысин в статье "КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА СТРОИТЕЛЕЙ ДОЛЬМЕНОВ НА КАВКАЗЕ" говорит, что "из известных сегодня около 3000 дольменов [на Кавказе] археологически изучено не более 6%, причём методика раскопок далека от совершенства".

Да, уж... В постсоветской России, от продажи энергоресурсов, бабла было просто немерено, а на науку вообще и на археологию в частности - кукиш с маслом. 

М. Б. Рысин утверждает, что "захоронения в дольменах были не единственными типами погребения у носителей КСД Западного Кавказа. К такому выводу можно прийти уже только потому, что в дольменах почти не встречаются детские погребения. Кроме погребений в дольменах встречаются захоронения в каменных ящиках; гробницах с ложным сводом, наземных либо углубленных в грунт (Красная Поляна), в грунтовых ямах. Вне дольменов встречаются как вторичные погребения, так и трупоположения (скорченные на боку, выпрямленные на спине). В самих дольменах, как правило, совершались вторичные погребения декарнированных костей. Кости складывались кучкой (в мешке), без анатомического порядка, часть костей посткраниального скелета отсутствует. Часто можно проследить тенденцию укладывать череп поверх длинных костей конечностей (видимо, такое расположение костей привело к распространённому заблуждению, что в дольменах погребены “сидячие” костяки). Обычно в дольмене погребены кости 4–6 покойников, иногда их число доходит до 30 (Эшери, дольмен № VII). Погребальный обряд КСД позволяет выделить следующие группы (взрослых) погребённых с различным прижизненным статусом: 1) безинвентарные погребения на площади возле дольменов; 2) погребения в дольменах без инвентаря; 3) погребения в дольменах, сопровождаемые амулетами-“украшениями” (височное кольцо, бусы, подвески), шилом; 4) погребения в дольменах с “украшениями” и статусным инвентарём (крюком, кинжалом, топором, теслом). Если судить только по редкости погребений с оружием, военная функция в обществе КСД была очень низкой".

Как признаётся М. Б. Рысин, "по данным археологических источников можно составить лишь самое общее представление о социальной организации племён КСД Западного Кавказа. Всё же, косвенные признаки позволяют предположить, что это было общество с оформившейся социальной элитой".

Ну, это всё вилами по воде писано. Если старейшина деревни - лицо выборное, то о какой элите может быть речь? Элиты образуются лишь с появлением тирании, или деспотии, когда правители, опираясь на армию, аппарат подавления и устрашения противников самодержавия, передают власть своим детям. Можем ли мы доказать наличие государственности у носителей КСД? Сомневаюсь я, однако...

Тут возникает прелюбопытнейший вопрос: если в культуре строителей дольменов существовали различные типы погребений, то кого же тогда хоронили в дольменах? Сказать, что там хоронили вождей, язык не поворачивается, так как уж слишком беден и скуден погребальный инвентарь для вождей. Я предполагаю, что там хоронили шаманов (или шаманок?). Это соответствует т. наз. "воздушным погребениям" у некоторых сибирских народов. 


В таких деревянных колодах раньше хоронили шаманов. 

Для чего это делалось? Я читал о том, что молодой человек, который вдруг начинал болеть "шаманской болезнью", уходил из дома и бродил по тайге. Там он "натыкался" на воздушное погребение старого шамана. Часто именно там происходило посвящение нового шамана, то есть происходила "передача" духа и силы умершего шамана. Во сне духи расчленяли тело неофита, что-то из него убирали, что-то добавляли, и в результате просыпался новоиспечённый шаман, готовый к целительной практике. Обо всём этом можно подробно почитать, например, у Мирчи Элиаде в его работе "Шаманизм. Архаические техники экстаза", так что я здесь не стану всё это описывать.

Если принять в расчёт такую версию, тогда становится понятным, почему детей не погребали в дольменах. Просто дети ещё не успевали стать шаманами.

Кстати, кажется из всех кавказских народов лишь абхазы (черкесы) совершали воздушные погребения ещё в XIX веке. Возможно, они унаследовали архаические погребальные практики народов, живших на тех территориях прежде них. 

Карта расположения кавказских дольменов

В дольменах главное - "затычка", пробка. Диаметр круглого отверстия - около 40 см, то есть в него можно пролезть человеку.

Это мне напоминает древние арабские легенды о джиннах, запечатанных в сосудах. Если сосуд распечатать, то джинн может выйти из бутылки и тогда он становится служебным духом того, кто выпустил его на свободу. 

Вполне возможно, что когда-то в дольменах находились "запечатанными" духи умерших шаманов. (Кости 4–6 покойников в одном дольмене могут быть объяснены тем, что шаманство часто передаётся по наследству; ср. распространённые былички о том, как старая ведьма перед смертью зовёт внучку и передаёт ей свой колдовской дар.) Если кто-то желал шаманского посвящения, он приходил к дольмену и "распечатывал" его, как Аладдин. Возможно, при посвящении неофит должен был провести, например, одну ночь в дольмене, или несколько ночей, пока сон не сморит. В принципе, примерно такая же практика существовала и в русском колдовстве, когда ищущий посвящения приходил на могилу колдуна и проводил там ночь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий