13 ноября 2023

О кандакиях — нубийских царицах-матерях.

В продолжение записи "Царицы (кандакии) Кушитского государства".

Посмотрим, что пишет И. С. Кацнельсон в своей монографии "Напата и Мероэ — древние царства Судана" («НАУКА», М., 1970). Ещё Б. А. Тураев отмечал «первобытный характер» роли, отводимой царице, матери царя нубийского государства.

Судя по всему, избрание нового царя происходило у нубийцев при участии войска и оракула Амона. И. С. Кацнельсон приводит ближневосточные аналогии: "Так, в Аккаде, в городе Кише, во второй половине III тысячелетия до н. э. народное собрание избирало царя или, во всяком случае, его утверждало: «На площади Энлиля, на поле, принадлежащем Эсхабаду, храму Гулы, собрался Киш, и Ипхуркиша, мужа из Киша, они вознесли на царство» [1].

В XI в. народное собрание израильских племён избрало царями Саула (1 Кн. Ц. 8, 4—5; 13, 13— 14) и его преемника Давида (2 Кн. Ц. 5, 1—2), а затем и Иеровоама [2]. И, видимо, оно было правомочно сместить царя, так как Саул постоянно опасался этого [3]. Большую роль при избрании первого израильского царя сыграл оракул.

А. Б. Ранович отмечает, что в титуле набатейских царей стояли слова rhn’m’, соответствующие греческому philodemos. Эти цари подчёркивали, что источником их власти является народ.

Подобного рода примеры можно умножить: сведения об избираемости царей и вождей и о роли народного собрания в изобилии содержатся и у древних авторов и в раннесредневековых хрониках, где говорится о строе древних германцев.

Однако наиболее близкие аналогии тому, что нам известно об избрании царей в Куше, можно найти у соседних африканских народов.

В Абиссинии совет знатнейших обычно определял, кто из сыновей царя достоин ему наследовать. Особенно близки кушитским, хотя и более примитивны, обычаи, связанные с избранием нового царя, у нилотских племён, например у шиллуков. Фактически избирают царей четыре-шесть старейшин, однако каждый может высказать (и высказывает) своё мнение. На тайном совещании старейшины окончательно определяют имена кандидатов. По их числу берут камешки и бросают в огонь. Считается избранным тот претендент, чей камешек в костре приобретает красный и белый обжиг".

Патрилокальное проживание способствует образованию мужских кланов.

William T. Divale в статье "An Explanation for Matrilocal Residence" говорит, что патрилокальное проживание способствует образованию мужских семейных кланов, сборища которых напоминают военный совет в Филях.

А.Д. Кившенко. «Военный совет в Филях», 1880 г.

"Мужчина всегда находится рядом со своими братьями и дядями, на поддержку которых он может положиться в спорах. А поскольку мужчины проводят всю свою жизнь в одной деревне, их политическая направленность и опека распространяются только до границ их деревни - а люди в соседних деревнях обычно являются врагами, даже несмотря на то, что у них общий язык и культура".

Здесь надо ещё отметить такое явление как "мужские дома" в традиционных обществах. Это такие мужские "междусобойчики", где, по описаниям этнографов, постоянно живут холостяки и где они замышляют свои походы в близлежащие деревни. Коту, когда нечего делать, он яйца лижет, а молодые холостяки "зубы точат" на чужое добро и чужих женщин.

Матрилокальное проживание способствует прекращению внутренней войны, поскольку оно приводит к распаду мужских "междусобойчиков". При вступлении в брак мужчина переезжает в деревню своей жены. "Это означает, - пишет далее William T. Divale, - что агнатические родственники [1] человека разбросаны по нескольким деревням и не находятся поблизости, чтобы поддержать его в спорах. Кроме того, воевать с соседней деревней означало бы воевать со своим собственным агнатическим родом. Следовательно, структурные изменения, вызванные матрилокальным проживанием, как правило, устраняют условия, способствующие внутренней войне".

Ну, а теперь можно и примерить на себе шкуру неолитических земледельцев, которые снимались с места и отправлялись в неизведанные земли. 


Интересно, могла ли состояться неолитическая экспансия тех земледельцев, если бы у них было патрилокальное проживание и если бы они постоянно "грызлись" между собою?

---------------------------------------------------------------

[1] Агнатическое родство могло быть близким и далёким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определённого домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.