06 ноября 2021

О «женском» языке эме-саль у шумеров.

У шумеров существовал особый «женский» язык. Он назывался эме-саль. Семиты-аккадцы называли такой язык лишан-целитим, что переводится как «скособоченный». Женский шумерский язык отличался от обыденного в плане произношения. К тому же он сохранил в себе некоторые архаичные черты. Некоторые ученые считают его просто диалектом шумерского языка. Известно, что многие тексты с речами шумерских богинь составлены на языке эме-саль. 

Как я уже говорил, шумеры в долине Междуречья – народ пришлый, народ завоевателей. Откуда они приплыли к городу Эриду, можно лишь гадать.

Эриду на карте

Но, как говорит Заурбек Ужахов, "названия многих шумерских городов содержат в себе корень «ур» – Ур, Ниппур, Урук, Шуруппак. В шумерском языке этому корню объяснения нет, а вот в дравидийском языке слово «ур» означает «поселение», «город»" (Источник).

О морском погребении у кереков.

В. Леонтьев в своём исследовательской работе "Этнография и фольклор кереков" описывает, в числе прочих погребальных обрядов, захоронение в море.

"Для покойника шили специальную одежду, в ней не должно было быть прорех и дыр. <...> Одежду из оленьих шкур сшивали сухожилиями, узлов не вязали. <...> Покойника наряжали в специальную кухлянку "лумий?ан" с пришитым капюшоном, на пояс привязывали лодочку, если его хоронили в море, а также личные вещи, а женщине - обязательно игольницу, бусы, серьги и посох.

После совершения всех обрядов и одевания, покойного плотно опутывали по рукам и ногам ремнями, капюшон затягивали, оставляя открытым только нос. Перед спуском в море прокалывали ножом бок, чтобы труп в воде не вздулся. К кромке припая покойника несли на специальных ремнях или же везли на нарте. Опускали тело в воду осторожно, чтобы лицо не захлестнула вода, головой вперёд, и отталкивли от кромки. Меховая одежда из оленьей шкуры долго держала труп на поверхности воды. Кереки считали, что покойник поплыл к своим предкам".

Художник Александра Дворникова.

Интересно... Очень интересно...

Я думаю, что не одни только кереки додумались хоронить своих умерших в море. Наверно, в древности и в других местах "сплавляли" покойников вниз по течению рек. А индусы и до сих пор "сплавляют" их по водам священной реки Ганг...

Кереки.

Из монографии В. В. Леонтьева "Этнография и фольклор кереков" (Издательство "Наука", 1983 г.):

"Если у приморских чукчей и азиатских эскимосов были сложившиеся осёдлые поселения, то у кереков постоянных поселений не было, а имелись сезонные обжитые места: летние и зимние".
Отсутствие постоянных поселений есть указание на глубокую архаичность образа жизни кереков, а где архаичность, там должен быть и матриархат. 

В. В. Леонтьев полагает, что когда казак Семён Дежнёв совершил несколько промысловых походов за моржовой костью в устье р. Анадырь, он там встретился с кереками.

"Да прошлого ж 1652-го году на корге ходили мы в поход на коряцких людей, что оне от той корги жывут недалеко и на корху под нас тайно убойства для приходят и зверя морскова моржа промышляют для корму. И мы, яз, Семейка, с товарищы, на них ходили и дошли их 14 юрт в крепком острошке, и бог нам помог, тех людей разгромили всех и жен их и детей иных поимали. А сами оне ушли, и жен и детей лутчие мужыки увели, потому что оне люди многие, юрты у них большие: в одной юрте жывет семей по 10-ти" (Подлинные документы о плавании С. И. Дежнева. - В кн.: Русские арктические экспедиции XVII - XX вв. Л., 1964, с. 139). 

Семён Дежнёв тут выставлен полным отморозком. Откуда ни возьмись, объявляется такой "хер с горы" на Чукотке и заявляет, что все моржи принадлежат только ему, а кто станет охотиться на его моржей, тому — кирдык и "секир башка". Это всё равно как если бы у меня в саду поселился какой-нибудь БОМЖ и объявил, что теперь он хозяин всех фруктов, а я — никто, и звать меня — никак.