У шумеров существовал особый «женский» язык. Он назывался эме-саль. Семиты-аккадцы называли такой язык лишан-целитим, что переводится как «скособоченный». Женский шумерский язык отличался от обыденного в плане произношения. К тому же он сохранил в себе некоторые архаичные черты. Некоторые ученые считают его просто диалектом шумерского языка. Известно, что многие тексты с речами шумерских богинь составлены на языке эме-саль.
Как я уже говорил, шумеры в долине Междуречья – народ пришлый, народ завоевателей. Откуда они приплыли к городу Эриду, можно лишь гадать.
Эриду на карте |
Но, как говорит Заурбек Ужахов, "названия многих шумерских городов содержат в себе корень «ур» – Ур, Ниппур, Урук, Шуруппак. В шумерском языке этому корню объяснения нет, а вот в дравидийском языке слово «ур» означает «поселение», «город»" (Источник).
И Заурбек выдвигает вполне разумное предположение о том, что "в древности дравиды жили западнее, в Южной Месопотамии, и они были предшественниками шумеров". Те дравиды, которые проживали на Ближнем Востоке, были светлой средиземноморской расы, они же основали Хараппскую цивилизацию в долине Инда в начале III тыс. до н. э. Но затем, будучи оттеснёнными ариями на юг Индостана, они там смешались с аборигенным веддоидно-австралоидным населением, и "потемнели".
Интересная параллель к этому сюжету встречается на Чукотке. Дело в том, что раньше у чукчей был особый женский говор. В. Леонтьев, ссылаясь на И. С. Вдовина, предполагает, что этот особый женский говор появился у чукчей из-за того, что они захватывали и держали у себя в качестве прилуги женщин кереков и коряков.
"Предположение И. С. Вдовина не лишено основания. Так, в женском говоре беринговских чукчей явно прослеживается керекское влияние в зачене чукотского ч керекским сь (чама - с'ама, чит - сит). <...> По времени возникновения это явление, пожалуй, нельзя отнести к далёкому прошлому. Чукотский женский говор явился следствием межплеменных войн, активизировавшихся в XVIII в. Чукчи, нападая на коряков, убивали мужчин, а женщин и детей уводили в плен. Пленённые женщины с детьми составляли значительную долю населения в стойбище, а социальное положение их в чукотской среде способствовало сохранению своего особого языка. Не случайно С. Н. Стебницкий отмечает архаичный характер женского произношения в чукотском языке по сравнению с мужским. А сам по себе корякский язык считается более древним, чем чукотский".Вполне возможно, что и «женский» язык эме-саль в шумерском языке появился схожим образом. То есть, шумеры, образуя государственную аристократию, держали у себя, в качестве прислуги, автохтонных женщин субареев, говоривших на дравидийском наречии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий