07 ноября 2021

К вопросу о сарматском матриархате.

"А. П. Смирнов [1] интересовался социальным строем восточных соседей скифов – савроматов. Интересны его работы по вопросу наличия матриархата у этих племён. Письменные и археологические источники создали почву для появления в XX в. точек зрения, по которым савроматы выделяются из общего массива кочевых племён благодаря культовой сфере, статусу женщин, принимавших участие в войнах, порою более высокому, чем у мужчин [Бесчастнов Н. А. Источники особого положения женщин у савроматов: Материалы XXXVIII Урало-Поволжской археол. студ. конф. Астрахань, 2006. С. 232–234].

А. П. Смирнов не соглашался с тезисом известного специалиста по савроматской археологии К. Ф. Смирнова [2] о наличии матриархата в савроматском обществе. С точки зрения учёного, материнский род нельзя устанавливать по наличию в погребениях вооружённых женщин, как это делал К. Ф. Смирнов. Материнский род, доказывал А. П. Смирнов, характеризуется другими чертами: руководящей ролью женщин в хозяйственной жизни, равенством членов рода, матрилокальным браком, счётом родства по линии матери и соответствующими правами наследования, значительной ролью женщины в области религии. Анализируя археологический материал, сведения письменных источников, данные этнографии, А. П. Смирнов убедительно показал, что перечисленные выше явления в савроматском обществе не наблюдались [Смирнов А. П. К вопросу о матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии. Сер. МИА. М., 1971. № 177.С. 187–189].

По мнению А. П. Смирнова, матриархата не было и у предков савроматов – племён, оставивших срубную и андроновскую археологические культуры. «Все памятники срубной и андроновской культур свидетельствуют о прочно сложившихся патриархальных отношениях» [Там же. С. 189]. Учёный считал, что «гинекократия» у савроматов являлась не пережитком матриархата, а приспособлением общества к строю военной демократии, когда свободное взрослое мужское население было занято грабительскими походами, а руководство всем хозяйством, забота о безопастности кочевого дома и стада обеспечивались женщинами. В этих условиях, по мнению учёного, и должны были сформироваться женские отряды, что нашло отражение в сведениях древних авторов, в легендах об амазонках и в произведениях вазовой живописи [Там же].

Судя по новейшим обобщающим работам, современные исследователи, так же как и А. П. Смирнов, склоняются к мнению об отсутствии у савроматов матриархального строя (т. е. матрилинейного счёта родства) [Марковская И. В. Статус женщины в кочевых обществах Раннего железного века Южного Урала: Материалы XXXVIII Урало-Поволжской археол. студ. конф. Астрахань, 2006. С. 106–108]".

(Из статьи А. В. Овчинникова "Проблемы древней и средневековой археологии и истории кочевых народов евразийских степей в трактовке А. П. Смирнова".

Я тоже склоняюсь в последнее время к тому, что у сарматов женщины вынужденно занимались мужскими делами (в том числе и ратным делом) из-за долгого отсутствия мужчин в стойбище. Это тоже своего рода "матриархат", но это "некошерный" матриархат. Такой футбол "матриархат" нам не нужен!

Подобный "матриархат" в России наступил в августе 1914 года, с началом первой мировой войны. Когда мужики ушли на войну, прекратились постоянные побои, унижения, пьяные дебоши. Женщины впервые в жизни получили возможность самостоятельно вести хозяйство, единолично распоряжаться деньгами. Получение казённого пособия и появление у женщины денег меняло их положение в семье, позволяло нередко самостоятельно формировать бюджет, осуществлять покупки, принимать собственные решения по обеспечению семьи. Получавшие пособия солдатки впервые могли самостоятельно расходовать деньги, обеспечивая себя и детей всем необходимым. В этих условиях понятной становится фраза, услышанная одним из корреспондентов «Тамбовского земского вестника» в августе 1916 г.: «Мы теперь воскресли, свет увидели. Дай, Господи, чтобы война эта подольше прошла».

Щербинин П. П. КАК ЖИЛОСЬ РОССИЙСКОЙ СОЛДАТКЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
https://womaninrussiansociety.ru/wp-content/uploads/2013/12/2004_1_sherbinin.pdf

 

-------------------------------------------------------------

[1] Алексей Петрович Смирнов (1899–1974 гг.) – доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова.

[2] Константин Фёдорович Смирнов (1917—1980 гг.) — советский археолог, доктор исторических наук, специалист в области скифо-сарматской археологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий