09 июля 2022

О поселении ЛЛК в Эльслоо.

Группа учёных из Нидерландов исследовала останки и погребальный инвентарь из захоронений в Эльслоо на юге Лимбурга — самом крупном и древнем в Нидерландах, 5100—4950 годов до н. э., неолитическом кладбище. Изучать Эльслоо, относящееся к к культуре линейно-ленточной керамики 5500—4000 годов до н. э., начали в конце 1950-х годов, но с современными методами на старом материале возможны новые открытия.


Хотя обычно культура линейно-ленточной керамики характеризуется обрядом трупоположения, в части могил в Эльслоо захоронены останки после трупосожжения. Обычно разные обряды похорон указывают на культурную или религиозную неоднородность населения.

Нот и по кремированным останкам учёным удалось определить пол и возраст некоторых умерших и сравнить эти данные с погребальным инвентарём. Наконечники стрел и топоры, которые ранее приписывали мужчинам, часто встречаются в женских могилах. Это противоречит тому, что похоронный инвентарь — личное имущество и связан с жизнью и полом умершего. Исследователи считают, что инвентарь не так уж зависит от пола.

Могилы пожилых людей, особенно женщин, были самыми богатыми, что говорит о связанном с возрастом статусе. Результат исследования не очень ясен. То ли инвентарь распределяли, не глядя на пол умершего, то ли мы не неправильно понимаем распределение гендерных ролей в неолите.

Истоки аргессивности.

"Ссылаясь на данные В. Хамильтона по бабуинам чакма, (Papio Ursinus), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы, обитающие в условиях высокопродуктивных экологических условиях, отличает территориальное поведение; а группы, обитающие в маргинальных экологических условиях - отсутствие территориальности. Для сообществ, живших в обильной ресурсами дельте реки Окаванго, были характерны: защита кормовых территорий и столкновения при их нарушении, т. е. территориальность, в то время как в условиях полупустынь Намибии у популяций того же вида территориальность отсутствовала. Дайсон-Хадсон и Смит показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 17).

Эту закономерность я и сам подметил в цикле статей "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат". При этом патриархальные общества я считаю воинственными, а матриархальные - миролюбивыми. 

Есть такая поговорка у русских: "собаки с жиру бесятся". И, очевидно, не только собаки, но и люди. 

Когда я смотрю на старые фотки типа нижеприведённой, мне кажется, что бедные крестьяне - самые миролюбивые люди на земле.

Мордовские крестьяне

Копаются, как жуки навозные, с утра до вечера на своём участке земли, и не помышляют ни о каких революциях. 

А это - Германия 1937 года:


Как говорится, sapienti sat.

Артём негодуэ.