"Ссылаясь на данные В. Хамильтона по бабуинам чакма, (Papio Ursinus), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы, обитающие в условиях высокопродуктивных экологических условиях, отличает территориальное поведение; а группы, обитающие в маргинальных экологических условиях - отсутствие территориальности. Для сообществ, живших в обильной ресурсами дельте реки Окаванго, были характерны: защита кормовых территорий и столкновения при их нарушении, т. е. территориальность, в то время как в условиях полупустынь Намибии у популяций того же вида территориальность отсутствовала. Дайсон-Хадсон и Смит показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 17).
Эту закономерность я и сам подметил в цикле статей "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат". При этом патриархальные общества я считаю воинственными, а матриархальные - миролюбивыми.
Есть такая поговорка у русских: "собаки с жиру бесятся". И, очевидно, не только собаки, но и люди.
Когда я смотрю на старые фотки типа нижеприведённой, мне кажется, что бедные крестьяне - самые миролюбивые люди на земле.
Мордовские крестьяне |
Копаются, как жуки навозные, с утра до вечера на своём участке земли, и не помышляют ни о каких революциях.
А это - Германия 1937 года:
Как говорится, sapienti sat.
Комментариев нет:
Отправить комментарий