22 сентября 2022

"Весёлые лавочки".

В городе Фленсбург, что в Германии, есть необычный памятник, который известен под названием "Весёлые лавочки". Находятся они на рыночной площади. На одной из этих лавочек сидит бабуся  с козой и хохочет от души, увидев или услышав что-то смешное.


Хохочет, потому что не смотрит новости по телевизору. А если б посмотрела, ей было бы не до смеху.

Легенды об амазонках и сказка "Маша и медведь".

Интересно, как древние легенды об амазонках соответствуют старинным поверьям о сожительстве медведя с женщиной. Медведь на дух не переносит мальчиков; и амазонки, как гласит легенда, родившихся мальчиков отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек же воспитывали новых амазонок.

У сибирских народов, по словам А.М. Поповой, половые связи женщины с животным представлялись делом совершенно естественным. Ещё в начале прошлого века вполне этому верила и русская интеллигенция. Примером может послужить воспоминание одного из администраторов Камчатки, рассказывающем как о достоверном факте, что медведь однажды забрёл в Петропавловск, увёл (или утащил) местную обитательницу в тайгу и сделал её своей женой [1].


Согласно поверью, представительницам прекрасного пола не грозит никакая опасность, пока медведь не учует, что женщина беременна мальчиком. В таком случае грозный зверь обязательно её «задерёт», чтобы не появился будущий охотник, продолжатель враждебного рода: «А то вот рассказывали ещё, встретилась женщина с медведем в лесу. Он её нюхал, нюхал и задрал. Верно, собиралась охотника родить».

На всём Русском Севере бытовали такие же поверья о том, что медведь опасен для беременной женщины. Это было одной из причин, почему в этих местах беременных не брали в лес за ягодами или на покос, т. к. они могли привлечь к себе медведей и навлечь на себя беду.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Штернберг Л. Я. Избранничество в религии // Этнография, N21, 1927, с. 39.

"Венера" как Bona Dea.

Хо́ра (от греч. χορός — «танец», болг. хоро́, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, молд. хорэ, рум. hora, груз. ხორუმი [khorumi], крымскотат. horan, тур. horon, арм. շուրջպար [shurch par], ивр. ‏הורה‏‎ [hora]) — народный танец-хоровод у южных славян (болгар, македонцев, сербов, хорватов), гагаузов, молдаван, румын, греков, грузин, крымских татар, турок, армян и евреев (из Википедии).

молдавская хора

Понятно, что отсюда "растут ноги" у русского слова "хоровод". Отсюда же — и "хоромы", "храм". "Первичным смыслом слова "хоромы" представляется круговая постройка. Начало своё слово получило от собраний, "соборов" на праздниках в круговых постройках языческих святилищ.

Источник картинки