21 мая 2023

Философское обоснование ведовства.

Посидоний (Ποσειδώνιος) — древнегреческий философ-стоик (139/135 год до н. э. — 51/50 год до н. э.). По его мнению, Божество — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему в виде эфира [1].

"Управляемый этим Божеством мир представляет собой единый и цельный организм, все части которого одна с другой соединены тысячью нитей, так что ни одна не может измениться без того, чтобы её изменение не отразилось так или иначе на остальных частях. Это и есть догмат всемирной симпатии, который выдвинут Посидонием и поставлен в центр его мистической космологии. Всемирная симпатия на языке Посидония соответствует всемирному тяготению на языке Ньютона; она отличается от него, как одушевлённость от бездушности. Есть всемирная симпатия; все существа вселенной ею связаны, изменения в одной области мироздания ощущаются во всякой другой, неясное там может проявиться здесь. Атмосферические явления, имеющие завтра изменить погоду, уже сегодня определяют собой поведение вороны, по которому и могут быть узнаны; на этом основана наука прогностики, а прогностика — лишь часть мантики, более близкая нашему пониманию, но ничуть не более достоверная: вся разница лишь в степени. Посидоний был на пути если не истинном, то очень серьёзном, выводя ведовство из незримой, доступной только сознанию очень чуткой души сцеплённости явлений; и он мог бы сказать, подобно Метерлинку: никто не знает, где кончается душа.

Объективная возможность ведовства дана именно в этой сцеплённости явлений; но субъективная? Кто распознает крепкие, но незримые узы, более незримые, чем те, которыми в своё время Гефест сковал свою неласковую мать Геру? Мы на это уже намекнули: душа. Душа — сродни божеству, будучи также и сама соткана из того самого эфирного огня, который был материей божества. Правда, её зоркость затуманена её погружением в грубую материю тела; но и эта затуманенность различна у различных людей, различна в различные моменты жизни одного и того же человека. Есть люди, обладающие от природы необыкновенною чуткостью души: мы называем их пророками. Но и у других она проявляется в зависимости от ослабления телесных уз: во сне, в экстазе, перед смертью. Всё это — состояния, обусловливающие естественное ведовство: человек в них непосредственно, в силу божественности природы своей души, чует незримые узы всемирной симпатии. Но независимо от этого естественного ведовства существует и искусственное, существует ведовская наука, основанная на многовековом наблюдении. И здесь мы имеем в основе всемирную симпатию. Перемена в одной, непосредственно важной для нас сфере явлений, сопровождается переменой также в другой, переменой для нас неважной, но зато видимой: по этой мы заключаем о той. Это искусственное ведовство, таким образом, ближе всего к прогностике; отличается оно от неё ещё большей неуловимостью сцепления. Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна,но представима; связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.

Nature Strikes Back

"В начале мая в Гибралтарском проливе группа из трёх косаток ночью атаковала яхту. За несколько дней до этого группа из шести косаток атаковала рыбацкое судно, двигавшееся через пролив. Согласно опубликованному в июне прошлого года исследованию, первые сообщения о подобном поведении косаток появились в 2020 году, и они становятся всё более частыми. Уточняется, что атаки все имеют схожую картину: косатки атакуют судовой руль и теряют интерес, как только им удаётся остановить судно. Исследователи допускают, что подобное агрессивное поведение может быть вызвано некой психологической травмой. Предполагается, что косатка могла столкнуться с кораблем или рыбацкой ловушкой браконьеров, что послужило триггером для такого поведения. Исследователи уточнили, что подобные инциденты начались после того, как в 2020 году четыре косатки погибли в пиренейских водах, однако их гибель напрямую не была связана с кораблями" (Источник). 

"Долгие тысячелетия люди безжалостно охотились на слонов. Сначала охотников интересовало мясо гигантов, позже главной ценностью стали бивни, из которых изготовляли очень дорогие сувениры. Даже сейчас, когда охота на слонов строжайше запрещена, огромные животные находятся в страшной опасности. Но в последнее время стало происходить нечто удивительное. Индийские учёные говорят, что современные слоны вдруг сильно поумнели и научились обороняться от агрессивных браконьеров. Дело в том, что взрослые слоны-самцы никогда не живут стаями, традиционно они одиночки. А те стаи, что нам показывают в познавательных фильмах по телевизору, исключительно женские, где обитают слонихи и молодняк. Там царит матриархат, где самками правит самая мудрая и сильная слониха. Взрослые слоны приходят в стаю лишь для продолжения рода, а потом снова продолжают одинокую жизнь. Однако в последнее время слоны-одиночки стали объединяться в мини-стаи по 3-5 особей. Так, в 2018 году в индийском штате Орисса браконьеры ранили слона-одиночку и уже хотели добить его. И тут оказалось, что животное входило в стаю из семи мощных самцов. Раненый слон позвал сородичей на помощь (эти животные способны общаться на низкочастотных звуках через многие километры), и уже через десять минут вся стая накинулась на обидчиков. Пять вооружённых людей и микроавтобус были растоптаны в считанные мгновения. Не выжил никто. И таких случаев, когда слоны оказывают сопротивление врагам, помогая своим собратьям, становится всё больше с каждым годом. Животные демонстрируют прямо-таки человеческий ум. Объяснить этот феномен учёные пока не в силах. Возможно, разгадка этой тайны кроется в древнем восточном предании. Оно говорит, что перед концом света все животные и птицы обретут разум и заговорят по-человечески" (Источник).

Интересно, что и у касаток, и у слонов - матриархат. Здесь есть о чём задуматься.

Самка-матриарх у слоних — "пани Голова" стада.
 
 бивни слонов, конфискованные у браконьеров


О культе героев в Древней Греции.

Лонгрид от Ф. Ф. Зелинского (с моим комментарием после текста):

"Что же такое эти герои? Этимология слова темна; из неё ничего вывести нельзя, кроме вероятного родства с именем богини Геры, которое, однако, прибавляет только новую загадку к прежним. По смыслу же герои — это избранные среди покойников, ставшие предметом не только семейного, но и общественного или государственного культа. Этот культ, таким образом, усиленный культ душ.

Первоначальные герои — это, по-видимому, те, о которых говорит Геродот, покойные цари. Оно и понятно. Чем любой гражданин был для своей семьи, тем царь был для всей общины; семейному культу там соответствовал, поэтому, государственный культ здесь. Можно, однако, предположить, что среди этих героев особенно почётное место занимали цари-родоначальники, те, о которых повествует «героический» эпос.

В послегомеровскую эпоху круг героев значительно расширился. Это стояло несомненно в связи с аристократизацией,  а затем и демократизацией Греции: царей-героев не стало, а между тем, нежелательно было лишить общину тех потусторонних сил, которые представлялись воплощёнными в героях. Возник поэтому обычай считать героями тех, которые оказали общине выдающиеся услуги. А это были в первую голову основатели, экисты или ктисты общины — для древних общин обязательно люди мифической старины. Хорошо, если таковые были известны, подобно Кадму в Фивах; если же нет, то сочиняли имя такового по имени самой общины; Лакедемон основал герой Лакедемон, Коринф — «сын Зевса Коринф». Значило ли это, что в реальность возводилась фикция? Вовсе нет. Ведь кто-нибудь должен был быть основателем Коринфа; ему, реальному лицу далёкого прошлого, и воздавали честь под этим именем.

Экист и архегет был как бы отцом основанной им политической единицы. Но по античным воззрениям, как греческим, так и римским, спаситель (Soter) почитался наравне с родителями, и праздник спасения был как бы вторым днём рождения. Неудивительно поэтому, что и общины воздавали героические почести наравне со своими основателями также и своим спасителям. Таковыми были первым делом законодатели, спасшие своими установлениями общину от гражданской смуты и обеспечившие ей священное для грека «благозаконие» (eunomia); затем, во-вторых, герои в нашем смысле слова, принявшие смерть на поле брани за отечество. Леонид был на все времена героем в Спарте; ещё дальше пошли в этом отношении демократические Афины — все павшие под Марафоном были признаны героями для своего отечества.

А раз причиной героизации была признана заслуга перед общиной, то этим самым открывался новый, длинный ряд кандидатов в герои. Заслуги были возможны в самых различных областях. Они признавались за боголюбезными жрецами и прорицателями, за вдохновенными поэтами — Гомером, Гесиодом, Пиндаром; за теми, кто — характерное для Греции воззрение — своими изобретениями поднял человеческую жизнь на более высокую ступень. — Но разве они были известны? — Это, согласно вышесказанному, не так важно. Гончарное дело (керамика) несомненно полезное изобретение... воздадим же честь «герою Кераму». Мельники пусть поклоняются герою «Милету» (Myles), рудокопы — герою «Алету» и т. д.; боги уж разберут.