21 мая 2023

О культе героев в Древней Греции.

Лонгрид от Ф. Ф. Зелинского (с моим комментарием после текста):

"Что же такое эти герои? Этимология слова темна; из неё ничего вывести нельзя, кроме вероятного родства с именем богини Геры, которое, однако, прибавляет только новую загадку к прежним. По смыслу же герои — это избранные среди покойников, ставшие предметом не только семейного, но и общественного или государственного культа. Этот культ, таким образом, усиленный культ душ.

Первоначальные герои — это, по-видимому, те, о которых говорит Геродот, покойные цари. Оно и понятно. Чем любой гражданин был для своей семьи, тем царь был для всей общины; семейному культу там соответствовал, поэтому, государственный культ здесь. Можно, однако, предположить, что среди этих героев особенно почётное место занимали цари-родоначальники, те, о которых повествует «героический» эпос.

В послегомеровскую эпоху круг героев значительно расширился. Это стояло несомненно в связи с аристократизацией,  а затем и демократизацией Греции: царей-героев не стало, а между тем, нежелательно было лишить общину тех потусторонних сил, которые представлялись воплощёнными в героях. Возник поэтому обычай считать героями тех, которые оказали общине выдающиеся услуги. А это были в первую голову основатели, экисты или ктисты общины — для древних общин обязательно люди мифической старины. Хорошо, если таковые были известны, подобно Кадму в Фивах; если же нет, то сочиняли имя такового по имени самой общины; Лакедемон основал герой Лакедемон, Коринф — «сын Зевса Коринф». Значило ли это, что в реальность возводилась фикция? Вовсе нет. Ведь кто-нибудь должен был быть основателем Коринфа; ему, реальному лицу далёкого прошлого, и воздавали честь под этим именем.

Экист и архегет был как бы отцом основанной им политической единицы. Но по античным воззрениям, как греческим, так и римским, спаситель (Soter) почитался наравне с родителями, и праздник спасения был как бы вторым днём рождения. Неудивительно поэтому, что и общины воздавали героические почести наравне со своими основателями также и своим спасителям. Таковыми были первым делом законодатели, спасшие своими установлениями общину от гражданской смуты и обеспечившие ей священное для грека «благозаконие» (eunomia); затем, во-вторых, герои в нашем смысле слова, принявшие смерть на поле брани за отечество. Леонид был на все времена героем в Спарте; ещё дальше пошли в этом отношении демократические Афины — все павшие под Марафоном были признаны героями для своего отечества.

А раз причиной героизации была признана заслуга перед общиной, то этим самым открывался новый, длинный ряд кандидатов в герои. Заслуги были возможны в самых различных областях. Они признавались за боголюбезными жрецами и прорицателями, за вдохновенными поэтами — Гомером, Гесиодом, Пиндаром; за теми, кто — характерное для Греции воззрение — своими изобретениями поднял человеческую жизнь на более высокую ступень. — Но разве они были известны? — Это, согласно вышесказанному, не так важно. Гончарное дело (керамика) несомненно полезное изобретение... воздадим же честь «герою Кераму». Мельники пусть поклоняются герою «Милету» (Myles), рудокопы — герою «Алету» и т. д.; боги уж разберут.

Таким образом, определяется круг, очень широкий, героев; это — те же, которым позднее Вергилий назначает место в своём Элисии:
 
Воины, ревностно кровь за отчизну пролившие в битве,
Чистые сердцем жрецы, соблюдавшие долг свой при жизни,
Лиры владыки святой, оправдавшие Феба заветы,
Изобретатели, чьим наша жизнь стала выше искусством,
Все, кто делами любви благодарную память оставил
.

Но это уже позднейшее представление; по исконно греческому культ героя был прикреплён к его могиле — это и естественно, раз этот культ был усиленным заупокойным культом. Понятно, однако, что лишь в редких случаях могила героя, которому учреждался культ, была известна; как же было поступать, если её налицо не оказывалось?
 
Этот вопрос связан с другим: как учреждался в историческое время культ героя? Ответ: по указанию оракула, почти всегда дельфийского. К нему обращались по поводу беды, постигшей государство или угрожающей ему; оракул тогда советовал воздать почесть такому-то герою, чтобы замолить его гнев или приобресть его милость. Следующим вопросом было: а где найти его останки? Оракул и на этот счёт давал указания; останки находили по приметам (например, сверхчеловеческому росту) и торжественно переносили на место их окончательного упокоения; так, в 478 г. усердием Кимона были перенесены из Скироса в Афины останки Тесея. Это перенесение останков было первым праздником в честь нового героя. — Если же найти их было невозможно, то герою сооружалась «пустая могила» (кенотаф), в которую, путём сакральных обрядов, призывалась его душа.
 
Спрашивается: как понимать эту руководящую роль оракула? Во всяком случае, очень серьёзно.

«Бог не измышляет новых героев, он не увеличивает собственным могуществом и произволом сонма местных святых — он только находит их там, где человеческие глаза не могут их видеть; он, сам всё проникающий своим взором, как дух, узнаёт духов и видит их действующими там, где человек ощущает только последствия их деятельности» (Роде).

Над могилой героя ему сооружалось капище (heroon), формы и размеры которого были различны: для особенно многочтимых, вроде Тесея, оно могло вырасти в настоящий храм. Здесь и совершались жертвоприношения в его честь. Они были принципиально отличны от жертвоприношений в честь богов: те происходили днём, эти ночью или в сумерки; для тех брались светлые, для этих чёрные животные; там они приносились на высоком алтаре, здесь на низком «очаге» (eschara); там по сожжении символических частей остальная туша служила угощением для живых, здесь животное сжигалось совсем, и никто не должен был даже отведать его мяса. Одним словом, там жертвоприношение имело олимпийский, здесь — хтонический характер.

Жертвы эти приносило государство, если герой был, подобно Тесею, общегосударственным; или же непосредственно заинтересованная политическая или социальная группа. Но независимо от этого существовал в Греции красивый обычай, свидетельствовавший особенно ярко об интимном, задушевном характере этого культа: это был обычай трёхкратного возлияния перед началом попойки. Первое и третье возлияния полагались в честь Зевса, но среднее между ними, второе — в честь родных героев; они приглашались каждый раз разделить радость радующихся. 

Взамен воздаваемого ему почёта герой оказывал важные услуги как общине в её совокупности, так и отдельным её членам. Как существо среднее между богом и смертным, он был для людей призванным посредником в их сношениях с богами, благодаря его заступничеству, они легче могли найти милость у них. Но, помимо того, полагали, что после смерти он преображался как телесно (т. е. в своём внешнем виде), так и духовно. Он становился существом сверхземного роста и красоты — eumorphos, как принято было говорить. Но и силу получал он выше той, которая сопутствовала ему при жизни. Это была прежде всего сила вещая: как познавший тайны дух, он мог внушать хорошие решения тем, которые с верой подходили к его могиле. Лишь разновидностью этой вещей силы была сила целебная: почти все герои были героями-исцелителями, хотя у некоторых из них — Асклепия и других — эта сила, доведённая до высшей степени, превосходила все другие. Герой-сосед дома оказывал своё покровительство его благочестивым хозяевам; комедия нравов не упустила этого благодарного мотива незримого покровителя обижаемых сирот, как это можно заключить по недавно нам возвращённому началу комедии Менандра, носившей именно это заглавие — заглавие Heros. Этот образчик озарил нам очень ласковым светом важную сторону семейной жизни греков; здесь особенно наглядно сказался уютный, так сказать, характер их религии. Но величавее была, конечно, та помощь, которую герои оказывали всей общине, притом в самую трудную годину её жизни — в годину военной опасности. Полагали, что герои самолично вступают в бой против её врагов; простые люди представляли себе это заступничество наглядно и реально, более развитые, вероятно, духовнее, но в его факте были согласны все, и Фемистокл, конечно, выражал всеобщее чувство, когда он после саламинской победы смиренно заявил, что её одержали не они, эллины, а их боги и герои.

Эта помощь была последствием их силы; но откуда же получалась у них эта сила? Дельфийский оракул, как мы видели, только удостоверял её наличность, наделял их ею не он, а кто же? Софокл отвечает нам: боги. Он же называет нам и имя этой силы: charis, «благодать». А за что награждались они этой благодатью? — Нам ли, христианам, об этом спрашивать? A gratia gratis data?
 
Конечно, иногда и человеческий ум мог проникнуть в тайны божьей воли, и даже довольно часто: мы ведь видели, какую роль играла заслуга покойного перед общиной, как повод к его героизации. Нетрудно было поверить, что и боги, освятившие человеческое общежитие, принимали во внимание эти гражданские заслуги человека при наделении его благодатью. Но вот Эдип, изгнанный из своей фиванской отчизны, нищий слепец, является в Афины — и тут он рачением богов становится источником благодати для приютившей его страны, будущим её оплотом в военную грозу; за что? Поэт подсказал нам ответ: за его страдания, сделавшие богов как бы его должниками. А Одиссей, которому Тиресий предвещал:
 
Тебе же вне моря
Смерть суждена, и постигнет она, благосклонная, долгой
Жизнью тебя утомлённого, вдруг. А кругом тебя люди
Счастливы будут...
 
Тоже за его страдания? Вероятно; на то Гомер и называет его «многострадальным», если мы правильно переводим этим словом его polytlas".

--------------------------------------------------------------------------------------

Здесь невольно вспоминаются статуи-куросы «Клеобис и Битон», найденные в Дельфах, которые датируются 580 г. до н. э. и изображают двух легендарных героев Пелопоннесса.

Куросы Клеобиса и Битона

"
Клеобис и Битон (др.-греч. Κλέοβις και Βίτων) — братья-аргивяне, персонажи греческой мифологии, связанные с культом Геры Аргосской. Они впряглись в колесницу, чтобы довезти мать до храма, и в награду получили от богини высшее благо — смерть во сне. Статуи Клеобиса и Битона, стоявшие в святилище Аполлона в Дельфах, сохранились до наших дней", - сообщает Википедия

Алтарь Клеобиса и Битона эпохи Римской империи
 
«Клеобис и Битон». Литография 1830-х годов коллекция городской библиотеки Золотурна

"В Аргосе в историческую эпоху почитали Клеобиса и Битона за их любовь к матери и к богам. По крайней мере до II века н. э. в этом городе существовал мраморный рельеф, на котором были изображены герои, влекущие колесницу", - сообщает далее Википедия.

Этот сюжет напоминает поединок Митры с быком. Когда тот пасся на склоне горы, герой, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но этот последний, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам.

Ну, и эти страдания Митры отчасти перекликаются с «многострадальным» Одиссеем, по замечанию Ф. Ф. Зелинского.

И здесь мы делаем следующий шаг, переходя от древней Греции в ещё более древнюю Эгеиду.

Мы, во-первых, находим там таврокатапсии, ритальные игры с быками, в которых принимали участие и девушки. Во-вторых, наряду с куросами, мы видим многочисленные коры, женские статуи.

Козе понятно, что изготовление подобных статуй стоило огромных физических усилий и немалых финансовых расходов, ибо прообразом этих статуй являлись древнеегипетские изображения фараонов.

«Фараон Микерин и царица Хамерернебти II», ок. 2548—2530 до н. э., Бостон

Значит, по идее, существовали и такие женщины, память о которых жители общины хотели увековечить и поэтому "вкладывались" в изготовление коры. Самые ранние коры до нас не дошли, потому что они изготавливались из дерева
(см. ксоанон), но мы знаем, какую огромную роль израли деревянные "ашеры" в религии древнего Ханаана и как упорно боролись с ними израильские пророки Яхве. 

Далее, не стоит забывать и про корибантов с кабирами, которые всегда "крутились" вокруг Великой матери богов Кибелы. Я склоняюсь к мысли, что матриархальный культ Богини давал молодым мужчинам проявить свою удаль молодецкую и стать героями. Может быть, таврокатапсии как раз предоставляли им одну из таких возможностей. Во всяком случае, Олимпийские игры неспроста возникли именно в Элладе; без крито-минойского "бэкграунда" они вряд ли бы состоялись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий