24 мая 2022

Плач до исступления.

Кэролин Найтхаммер пишет о вдовах-индианках: "В момент смерти своего мужа вдова схватила кремень, а затем нож и начала демонстрировать своё горе — сначала обрезая волосы, а затем разрезая плоть на руках и ногах. Иногда женщина испытывала такие муки, что ранила себя до костей, и её приходилось удерживать, опасаясь, что она покончит с собой". 

Не напоминает ли это ритуальное членовредительство в культе Кибелы? По-видимому, отсюда же "ноги растут" и у древнеримских гладиаторских боёв. Говорят, римляне "позаимствовали" эти бои у воинственных самнитов, а у самих самнитов эта "резня" была частью погребальных обрядов.

С другой стороны, на Руси для оплакивания покойного нередко нанимались плакальщицы — «раскосмаченные» (с распущенным волосами) женщины, «испускавшие вопли над телом».

Насколько я могу "прозреть" в глубину истории, гладиаторы у самнитов являлись чем-то в роде профессиональных плакальщиц. 

Древнеегипетские плакальщицы из росписи в гробнице Ра-мосе (TT55)

Нам известно, что в Риме в 264 г. до н. э. Марк и Децим Бруты устроили на Бычьем форуме бои гладиаторов в память о своём отце, одном из самых богатых и уважаемых людей в городе (Liv. Ер. 16; Val. Max. II. 4. 7). 

Тут, наверно, можно сравнить гладиаторов с плакальщицами. Чем больше плакальщиц на похоронах, и чем сильнее они выражают своё горе по умершему, тем лучше. Я думаю, "высшим классом" среди плакальщиц считались те, которые впадали в неистовство, рвали на себе волосы, расцарапывали до крови свои лица. Подобным образом, и от мужчин ожидалось нечто подобное. Так, в 206 г. до н. э. полководец Сципион (впоследствии прозванный Африканским) в память об отце и дяде, погибших от рук карфагенян во Второй Пунической войне, организовал в Испании серию поединков, в которых приняли участие местные жители. Как писал Тит Ливий, это были «не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью. Вступали в поединок по доброй воле, и платы здесь не полагалось. Одних послали царьки — явить пример доблести, присущей их племени; другие вызвались сами из расположения к вождю; третьих ревность или противоборство побуждали вызвать соперника или не отказаться от вызова. Те, кто не мог или не хотел мирно покончить спорное дело, уговаривались решить его мечом: победитель получит то, о чём спорили…» (Liv. XXVIII. 21. 1–10).

Как зятю наладить отношения с тёщей?

В современной России ведутся бесконечные разговоры о том, как зятю наладить отношения с тёщей. Отношения зятя и тёщи – это тема бесчисленного количества анекдотов. Из всех возможных комбинаций родственников они – самые неуживчивые.

У североамериканских индейцев эти отношения решались просто и радикально – путём взаимного избегания. Кэролин Найтхаммер пишет:

"Во многих общинах, в которых молодожёны поселялись рядом с родителями невесты, молодой паре было необходимо иметь отдельное жилище, поскольку существовало жёстко соблюдаемое табу, запрещающее любые контакты между матерью невесты и её зятем. Обычно называемый “табу тещи”, этот обычай, без сомнения, устранял много раздоров в индейских семьях. 

Удивительно, но, хотя мужчине-навахо и его тёще было запрещено “видеться” друг с другом, они старались быть особенно полезными друг другу. Избегание и услужливость в сочетании создавали особый вид уважения между ними. Среди многих других народов, настаивающих на избегании тёщи, были апачи, сиу, кри и шайены. 

Черноногие также соблюдали строгое табу на тёщу, но существовали социально приемлемые способы корректировки ограничения, когда это было необходимо. Если зять был болен и больше некому было ухаживать за ним, тёща могла это сделать; после его выздоровления табу для них снималось навсегда. Однако, даже если табу на встречи и разговоры было снято, обычай не позволял мужчине и его тёще жить в одном типи; вместо этого для неё ставили небольшое типи рядом с домом её дочери, если она была вдовой" (Цит. по: "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин". Источник).

Короче говоря, в известной английской пословице "Чем выше забор, тем лучше сосед" нужно слово "сосед" заменить на слово "тёща". И всё будет ОК.

Брачные обычаи у индейцев Сев. Америки.

"Брак в большинстве общин был не столько делом романтики, сколько договорённостью о надёжной экономической выгоде. Предполагаемый жених должен был жить в другой деревне, поскольку люди, живущие в одной деревне, всегда были слишком близкородственными, чтобы жениться. Традиционный союз молодой женщины с мужчиной обычно устраивался семьёй девушки с большим вниманием к тому, что было лучше для процветания семьи, племени и, только потом, самой новобрачной. Не было ничего необычного в том, что индианка жила с мужчиной намного старше её. Считалось, что более опытный мужчина сможет лучше обеспечить молодую женщину, и у неё будет более лёгкая жизнь. Молодые парни-омаха высмеивали такой брак, говоря: “Старик не может завоевать девушку, он может завоевать только её родителей”. Среди ирокезов северо-востока браки для своих детей устраивали матери. И сыновья, и дочери вступали в брак с теми, кто был старше их, так как считалось, что им нужен компаньон, опытный в житейских делах. Опытная женщина тридцати-сорока лет иногда становилась женой молодого воина, а молодая девушка выходила замуж за вдовца, которому могло быть за шестьдесят. Все приготовления были полностью в руках матерей и других мудрых женщин деревни - молодые люди не получали никаких предупреждений о предстоящем браке. Молодая ирокезская женщина крайне редко отвергала выбор своей матери - она просто принимала старшего мужчину как подарок от своих родителей. Мать невесты ставила новую палатку рядом со своей, и таким образом формировалась новая семья.

Молодожёны проводили свои первые четыре ночи вместе в доме невесты, чтобы молодая женщина могла быть рядом со своей матерью в трудное для неё время. Мать советовала дочери не бояться молодого человека, говоря: “Если он чего-то хочет, не бойся его”, добавляя, что она должна стараться безудержно подчиняться его желаниям. Жених приходил после того, как семья укладывалась спать, ложился со своей новой женой и уходил до рассвета, потому что ему было бы стыдно, если бы его увидели уходящим при дневном свете. На следующее утро после четырёх ночных визитов жениха мать невесты приводила её в новый дом, прихватив небольшой подарок.

Брак был особенно травмирующим для девушек, выросших в общинах, где не допускалось дружеского общения между мальчиками и девочками-подростками. Перепуганные невесты иногда убегали, и матерям приходилось искать их. Одна девушка по имени Шелестящие Листья спряталась в большой корзине, откуда её пришлось потом вытаскивать. Одна старая женщина-апач вспоминала о своей застенчивости в первую ночь, когда она осталась одна со своим мужем: "Я лежала, застыв от испуга и смущения, едва смея дышать. Мне было холодно, и моё тело тряслось. Мое сердце билось очень быстро. Мне кажется, я не двигалась всю ночь. Думаю, мой муж чувствовал себя так же" (Goodwin, 1942:328). Очевидно, она не была исключением.