09 июня 2022

Матриархальный антураж оракула Аполлона в Дидиме.

В пору Великой греческой колонизации, что началась с середины VIII века до н.э. и длилась до VI века до н. э., греки основали за морем несколько сот городов-колоний. Дидим близ Милета на малоазийском побережье Эгейского моря был одной из таких колоний. Главная достопримечательность поселения Дидим — колонны святилища Аполлона, сохранившиеся до наших дней в той или иной степени целостности. 

Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э. «Лестница гигантов», соединяющая пронаос и адитон.

Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — в своё время был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооружённый около 550 года до н. э., был соединён шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, львы рычащие и статуи жрецов.

В 494 году до н. э. захватчики-персы дотла сожгли древний храм и похитили священную статую бога Аполлона. Через 200 лет её вернул Селевк I (305–281 годы до н. э.), пришедший на смену Александру Великому. Селевк I попытался возродить былую славу разрушенного Дидимейона, придав ему гигантские размеры. Храм Аполлона в Дидиме во много раз превосходил величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50 с лишним, в то время как храм Зевса имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны,  а у храма в Дидиме было 220 колонн диаметром — 2,3 метра, высотой — в 20 метров.

В храме существовало «тайное общество» оракулов, куда приходили люди, чтобы за некоторую материальную плату получить божественное предсказание Аполлона. Обычно жрицы говорили несколько двусмысленных слов, большая часть которых интерпретировалась по-разному. 

Раз уж речь зашла о жрицах, нельзя пройти мимо всего матриархального антуража Дидимейона.

"Per aspera ad astra". К звёздам — только через тернии, и никак иначе.

Высказывание Киры Муратовой (1934 — 2018) производит в уме "переоценку ценностей":

"Взаимосвязь между атомами и молекулами - это основа всего. Хаос происходит оттуда. Всё происходит оттуда. Все контакты и взаимодействия. Не может быть так, как в Библии: овцы и львы будут жить в гармонии друг с другом, и все будут счастливы. Никогда так не будет. Ни один социализм не приведёт нас к этому, ни один либерализм. Можно временно это создать. А потом вдруг придёт фашизм. Были Бетховен и Бах - и потом вдруг концентрационные лагеря. Ой, как же это возможно, немцы, культурный народ? Потому что внутри это всё равно есть, понимаете? Чем дольше всё хорошо - тем с более разрушительной силой прорывается хаос. Это как вулкан. Иногда у меня появляются иллюзии: я другая. Да, я другая. Но потом видишь, что ты не другая. Возможно, немного менее жестокая или просто хорошо воспитанная, но на дне - я такая же, как все. Я - часть хаоса".

С этой точки зрения, любопытно взглянуть на древнеримскую Bona Dea ("Благая Богиня"). Что это — наглядное свидетельство "тупизма" римлян в религии? Если мы согласны с Кирой Муратовой, то невозможно представить себе такую Благую Богиню. Потому что мир отнюдь не благ. Может быть,  образ Кали в индуизме более адекватно отражает суть Божества во вселенной?


Мне думается, Кира Муратова говорит, что да, вот такая она, Богиня! Прошу любить и жаловать.