В пору Великой греческой колонизации, что началась с середины VIII века до н.э. и длилась до VI века до н. э., греки основали за морем несколько сот городов-колоний. Дидим близ Милета на малоазийском побережье Эгейского моря был одной из таких колоний. Главная достопримечательность поселения Дидим — колонны святилища Аполлона, сохранившиеся до наших дней в той или иной степени целостности.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э. «Лестница гигантов», соединяющая пронаос и адитон.Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — в своё время был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооружённый около 550 года до н. э., был соединён шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, львы рычащие и статуи жрецов.
В 494 году до н. э. захватчики-персы дотла сожгли древний храм и похитили священную статую бога Аполлона. Через 200 лет её вернул Селевк I (305–281 годы до н. э.), пришедший на смену Александру Великому. Селевк I попытался возродить былую славу разрушенного Дидимейона, придав ему гигантские размеры. Храм Аполлона в Дидиме во много раз превосходил величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50 с лишним, в то время как храм Зевса имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны, а у храма в Дидиме было 220 колонн диаметром — 2,3 метра, высотой — в 20 метров.
В храме существовало «тайное общество» оракулов, куда приходили люди, чтобы за некоторую материальную плату получить божественное предсказание Аполлона. Обычно жрицы говорили несколько двусмысленных слов, большая часть которых интерпретировалась по-разному.
Раз уж речь зашла о жрицах, нельзя пройти мимо всего матриархального антуража Дидимейона.
Начнём с самого Аполлона. Матриархальные черты Аполлона сказывались в его имени по матери — Летоид. Отчества у него не было никогда: он постоянно носил имя родившей его Лето.
Затем, согласно древнегреческим сказаниям, Дидимейон был "домом Медузы горгоны", о чём свидетельствуют квадры с ликами Медузы.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Существовал с VII века до н. э. по I век н. э.
Квадры с ликами Медузы горгоны. Средний блок — с малосохранившимся рельефом.
Голова Медузы — фрагмент (предположительно) ленточного фриза, тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.
Голова Медузы — фрагмент (предположительно) ленточного фриза, тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.Как известно, горгоны являются остатками доолимпийского матриархального пантеона пеласгов. Зачем же грекам понадобилась охаянная, убитая Медуза с змее-волосами? Не родственница же она Аполлону?! Но, как видно, в таком деле, как пророчество, без матриархальных божеств никак не обойтись.
Кроме горгон, присутствуют в Дидимском храме и грифоны, известные нам из крито-минойских древностей.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Капители с грфонами, завершавшими строй пилястр в адитоне Дидимского храма.В мифах разных традиций грифон выступает в роли стража, который охраняет пути к Древу Жизни, к бессмертию и спасению. Он стережёт сокровенное, тайное знание.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Капители с грифонами, завершавшими строй пилястр в адитоне Дидимского храма.Присутствует в Дидимском храме и крито-минойский бычок.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Капители с грифонами и быками, завершавшими четыре колонны в наосе Дидимского храма.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Капители с грифонами и быками, завершавшими четыре колонны в наосе Дидимского храма.Ну и, в заключение надо отметить, что на ленточном фризе "дома Медузы" сохранилось изображение Богини!
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Фрагмент (предположительно) ленточного фриза, тянувшегося в антаблементе колоннады, окружавшей Дидимский храм.
Интересно, что несколько дней назад подобное изображение я видел на развалинах Эфеса. (См.: К вопросу о древнерусских "змеевиках".)
Все картинки и описание Дидимейона взяты мною из статьи Галины Зеленской "Тайны «Дома Медузы» в Дидиме", однако я категорически не согласен с главным тезисом её статьи о северных, гиперборейских "корнях" Дидимейона. Нет, все "корни" — южные, крито-минойские, матриархальные. От Аполлона там одна лишь только "крыша". Приплыли греческие колонисты и стали "крышевать" в Дидиме местное население (как Рюрик с Синеусом и Труваром — словен ильменских). Своего Аполлона они поставили "начальником" в местном пантеоне, который, наверно, мало чем отличался от крито-минойского пантеона прежних времён. И получилась матриархальная религия под "патронажем" Аполлона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий