19 июня 2022

Ещё немного о додинастическом Египте.

"Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой" (Источник). 

Значит, в принципе, татуировки могли делать также и носители других неолитических культур. Например, носители культуры Кукутени-Триполье. 

Представители додинастических культур Египта "на шее носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зелёной глазурью, а также из морских раковин или кораллов. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи". Кроме того, они использовали всякого рода косметические краски для лица и особенно для подведения глаз. Всё это мы наблюдаем и в других неолитических культурах. Уже в Чатал-Хююке изготавливались зеркала, очевидно, с целью обмена, а в Индо-Хараппской цивилизации существовали целые города, специализировавшиеся на изготовлении женских "побрякушек". Надо полагать, торговля этими "побрякушками" в те времена была столь же важной статьёй экспорта, как ныне нефть и газ для государства российского. 

Здесь, конечно, возникает вопрос: а кто же был основным потребителем этих изделий — мужчины или женщины? Если женщины, то тогда получается, что вся неолитическая экономика была настроена на удовлетворение их спроса и потребностей.

"Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображённых на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперённые головные уборы мужчин, изображённых на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображённую на стене убежища в Альпере. Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых учёных к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев".

Немного про амратскую культуру.

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, хозяйство продолжало ещё носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приёмов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Такая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни.

Многие учёные полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества ещё во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определённому хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком (Источник).

Немного о натуфийцах.

"Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикреплённый к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов" (Источник).

"Обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы" свидетельствует о том, что у натуфийцев существовали обряды посвящения. Это просто удивительно и поразительно, насколько всеобщими и универсальными были эти обряды в архаических обществах! Как это можно уразуметь, что различные общества, разделённые многими тысячами километров и многими тысячами лет, практиковали одни и те же инициатические обряды (с некоторыми локальными "нюансами")? И почему все они приходили к необходимости проведения такого рода обрядов? Ведь живут же современные люди без инициаций! Более того, любой человек, который рискнул бы возродить обряды посвящения в современном мире, тут же оказался бы в тюрьме по обвинению в создании экстремистской организации, посягающей на личность и права граждан.