19 июня 2022

Немного про амратскую культуру.

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, хозяйство продолжало ещё носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приёмов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Такая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни.

Многие учёные полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества ещё во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определённому хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком (Источник).

Ну, выцарапанные на сосудах значки ещё ни о чём не говорят. Я помню, во время службы в советской армии солдаты писали свои инициалы на парадных кителях, чтоб не перепутать форму. Или вот инициалы «П.В.Ф.» на солдатском котелке.

Источник картинки

Значит ли это, что в советской армии существовала частная собственность? Нет, конечно. Это лишь значит, что солдат подписал выданный ему котелок на тот случай, чтобы доказать, в случае кражи, что этот котелок принадлежит ему: "вот, смотрите, тут на донышке написано
«П.В.Ф.»". 

Насчёт рабства сказать ничего не могу. Рабство чрезвычайно многогранно. Есть такое понятие, как "раб Божий"; любовь определяется как "добровольное рабство"... Во всяком случае, судить о рабстве по статуэткам водоносов крайне рискованно.

Самое интересное в вышеприведённом сообщении об амратийцах касается деревень, каждая из которых принадлежала какому-нибудь клану (=линиджу) и имела свой тотем. Со временем большие деревни превращались в номы, а тотемы становились эмблемами номов. Невольно возникает соблазн пойти дальше и объявить древнеегипетских богов деревенскими тотемами. Но сказать-то можно всё что угодно (язык - без костей), а вот как доказать, обосновать и показать на конкретных исторических примерах? Тут у меня "кишка тонка"...       

Комментариев нет:

Отправить комментарий